Звание батыра обязывает

3642
Зере Торежан

Особая роль в казахском обществе издавна отводилась батырам – отважным воинам, защищавшим свой народ, свою землю от врагов и захватчиков. Но, помимо всеобщего уважения и пиетета, звание батыра обязывало ко многому. Своеобразный кодекс чести степных силачей включал в себя множество правил.

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова, фото с сайта triptonkosti.ru

Честь превыше всего

В летописи народа есть немало имен, которыми по праву мы гордимся и поныне. Наряду с правителями в одном ряду звучат имена батыров, стоявших на страже целостности казахских земель и охранявших спокойствие народа.

Одной из тяжелых, долгих и кровопролитных войн в казахской истории была борьба с джунгарскими захватчиками. Завершающим и решающим в многолетней войне стало Анракайское сражение, которое положило начало гибели джунгарского ханства, не один десяток лет властвовавшего в степи. И огромная заслуга в этой и других победах, конечно, батыров, полководцев, без которых вся летопись казахского народа была бы совершенно иной.

Кто же мог претендовать на звание батыра? Кто давал им это звание? И какими были они, батыры прошлого?

Проспект Кабанбай-батыра, улица Богенбай-батыра, Агыбай-батыра, школа имени Райымбек-батыра… В повседневной жизни мы привычно произносим названия улиц и проспектов, носящих имена великих казахов, порой даже не задумываясь о том, что вся их жизнь была подвигом.

Институт батыров в Великой степи сегодня можно назвать проявлением демократического общества, потому что уникальность его состояла в том, что звание «батыр» давал сам народ, а вместе с признанием человек получал весь набор сопутствующих благ и обязательств. Невозможно было самому себя провозгласить батыром, это решал лишь народ, причем без всякого голосования, а методом сарафанного радио, когда молва о смелости, отваге, силе воина, защитника шла впереди него. И претендовать на это звание мог любой человек вне зависимости от того, в какой семье он родился. То есть это право не передавалось по наследству и не ограничивалось правилами принадлежности к определенному сословию, как, например, право на престол, когда претендовать на правление могли лишь чингизиды, представители одного рода.

Батыр – это звание смелые джигиты обретали в боях с врагами, в кровавых сражениях, рискуя жизнью. Как правило, имена батыров нередко называли в связке с названием их рода, например, Кара Керей Кабанбай, Аргын Агынтай, Шапырашты Карасай, Канжыгалы Богенбай.

Это делалось для того, чтобы обозначить принадлежность к роду, ведь в каждом роду-племени имелись свои батыры, так и служило способом индентификации батыра, ведь имена могли повторяться.

И каждый род по праву гордился своим батыром, а он представлял их интересы в сражениях и битвах, прославлял свой род. Следует отметить, что род не только гордился, но и брал на себя всю бытовую сторону жизни своих батыров, и конечно, не оставались в стороне правители рода. К примеру, женили всем родом, оберегали и заботились о его семье, пока он был в походах, освобождали батыра от участия в бытовых спорах и делах, снабжали провизией, амуницией, давали самого лучшего коня… То есть, говоря современным языком, батыры были на полном народном обеспечении. И это было оправданно, в условиях постоянных внешних угроз защита была необходимостью. Вокруг батыров, как правило, образовывались своеобразные войска из числа самых отважных, сильных джигитов рода, готовых при первом кличе «Аттан!» вскочить на коня и мчаться вперед, чтобы защитить свой аул, свой народ.

Помимо защиты физической, батыры выполняли роль сак­ральных величин. Ведь нередко сам факт наличия у какого-нибудь рода известного батыра останавливал врагов, как говорится, ломал дух раньше, чем копья.

В жизни обыденной батыры были, конечно, разными: веселыми и угрюмыми, молчаливыми и словоохотливыми… Но общими и присущими для всех них качествами были великодушие и щедрость. Большая сила и отвага не могли соседствовать с малодушием и мелочностью. Да и само слово «батыр» обязывало ко многому. Главным капиталом в Степи была репутация, у батыров в том числе. И чтобы не нанести урон своей репутации, не замарать имя, батыры не участвовали в сомнительных конфликтах, не опускались до выяснения отношений с женщинами, не показывали свою силу простым людям, а, наоборот, брали под свою опеку вдов, сирот, стариков.

Дав обещание, свое слово держали, ведь не зря есть пословица «жігіттің екі сөйлегені – өлгені» – «для джигита не сдержать своего слова подобно смерти».

Честь была превыше всего, намыс – был не пустым звуком, это было мерилом, по которому жили и сверяли свои поступки как батыры, так и другие степняки-мужчины.

«Ат аунаған жерде түк қалады» – «там, где валялся конь, остается щетина». Так иносказательно, но точно народ передавал свои ожидания по отношению к тем, на кого возлагал свои надежды: батыров, правителей. И они эти ожидания оправдывали, в честь вернувшихся с победой батыров ханы устраивали пир горой, преподносили богатые дары, и от щедрот перепадало и простому народу. Справедливости ради стоит отметить, что среди ханов было немало тех, кому народ давал звание батыров. В походах за защиту родной земли ханы, как правило, участвовали вместе со своими войсками. К примеру, Тауке-хан, Абулхаир-хан, Абылай-хан, Кенесары-хан и другие.

Имена собственные, судьбы народные

В списке сакральных объектов Казахстана немало мавзолеев, где захоронены батыры. И это лучший показатель истинного отношения казахов к своим доблестным защитникам. Десятилетиями народ оберегал от разрушений мазары тех, о чьей отваге сложены легенды.

И сейчас, спустя века, приезжают поклониться праху, читают молитвы, бывает, что ночуют, особенно женщины, веря, что это поможет родить смелого сына. Так, например, одним из посещаемых в Актюбинской области сакральных мест являются мавзолей Абулхаир-хана и Кобланды-батыра. Склеп Абулхаир-хана расположен в окружении нескольких сотен других, как говорят местные гиды, это могилы его верных воинов – сарбазов. Мавзолей же Кобланды-батыра видно издалека, выполненный в форме головного убора, он привлекает внимание и не похож на другие сооружения. Конечно, это новодел, но это нисколько не умаляет его ценности и роли в воспитании молодого поколения.

Не менее популярными являются мавзолей Райымбек-батыра в Алматинской области, склеп Агынтай-батыра и Карасай-батыра в Северо-Казахстанской области, Кабанбай-батыра – недалеко от Астаны, Карахан-батыра – в Жамбылской области, Баян-батыра – в Карагандинской области и другие сакральные места в разных регионах страны, которые давно стали местом паломничества людей.

В литературе есть немало произведений, посвященных батырам и их подвигам. «Батырлар жыры» – один из самых древних богатых жанров в казахской литературе. Ряд ученых, такие как Шокан Уалиханов, Григорий Потанин, Василий Радлов, Ахмет Байтурсынулы, Алькей Маргулан и другие, в разное время исследовали эпосы и классифицировали их на несколько групп. Это древние или архаические эпосы, например про Ер Тостика, Аттилу.

К произведениям исторических периодов, рожденных в годы правления Тюркского каганата, Казахского ханства, относят эпосы про Кобланды, Алпамыс-батыра, Ер Таргына и другие. К ним же относят и эпосы нового времени – «Отеген», «Наркыз» и другие, написанные после 1916 года.

И этот факт вкупе с другими косвенно подтверждает: батыры не просто были неотъемлемой частью казахского общества, они были важной его частью. Это была особая когорта выдающихся людей, отличающаяся от других тем, что в нее попадали не по праву рождения, а только по заслугам и делам.

К слову, традиции и философию батыров Степи в современном мире транслировали Балуан Шолак, Кажымукан Мунайтпасов. Помимо недюжинной силы, батыры обладали большим сердцем и щедрой душой. Разве можно представить, что их исполинские фигуры могут быть в центре мелочных склок, дрязг, бытовых конфликтов?

Нет, потому что, помимо силы, дарованной природой, они обладали не менее важным для батыров качеством – умели быть выше мелких обид, ссор, не пус­кая их дальше щиколотки.

Женское лицо

Рассказывая о батырах Великой степи нельзя не упомянуть о том, что среди них были и представительнцы прекрасного пола. Назовем лишь некоторых из них, чтобы не быть голословными.

Одной из самых знаменитых девушек-батыров была Гаухар-батыр, супруга Кабанбай-батыра и сестра Малайсар-батыра. Воинственную девушку отличали острый ум и смелость. По легенде, на одной из битв решающую роль сыграли... необъезженные верблюды, которых пригнали на поле сражения по приказу Гаухар. Строптивые животные создали суматоху, и это позволило переломить ситуацию, и наши победили.

Не менее отважной была дочь Кабанбай-батыра и Гаухар – Назым, еще малышкой участвовавшая в походах. По легенде, за ее смелость и находчивость Абылай-хан даровал ей золотой пояс.

Девушкой-палуаном была Айбике-батыр. Она слыла не только сильной и смелой, но и ценным разведчиком, ведь не каждый сможет провести не один год в тылу врага и передавать сведения, что помогло предотвратить немало нападений вражеских отрядов.

Также можно вспомнить имена Айтолкын-батыр, Акбикеш-батыр, Есенбике-батыр и других отважных степнячек, на коне защищавших народ от притес­нений врага.

...Звание батыра народ давал за военные заслуги, однако оно, как и любое почетное звание, влекло за собой моральную и социальную ответственность, начиная от внешнего облика до конкретных поступков. За неблаговидные дела батыр мог испортить свою репутацию, честно заслуженную в боях, а значит, лишиться всех полагающихся благ в виде народного признания, славы, уважения.

Популярное

Все
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
«Прижали» – и сразу признал детей
Когда другие методы иссякли
Задержаны незаконные добытчики драгметаллов
Рекламный бизнес Костаная терпит убытки из-за позиции местной власти
С наступлением жарких летних дней в селах Алматинской области пропала питьевая вода
Около 15% семейных пар страдают бесплодием
Общественные организации регионов своими силами развивают туризм
Учитель из Астаны применяет авторские методики изучения казахского языка
Эффективный институт обратной связи
Разбитые дороги мешают развитию
«Правда никому не нужна» - Бишимбаев о суде
Главный приоритет избирательных органов – доверие граждан
Ресторан национальной кухни шымкентцы откроют в Сиане
Ушел из жизни поэт Бахыт Кенжеев
Сербия установила антирекорд на Евро - 2024
Более 1,1 млрд тенге выделили на восстановление электросетей в ЗКО после паводков
Объявлены номинанты Национальной телевизионной Премии «Тұмар» - 2024
Грузовые вагоны сошли с рельсов в Туркестанской области
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Вплавь покоряя моря и проливы
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Как популяризировать образ человека труда
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Токаев поблагодарил всех, кто участвовал в ликвидации последствий масштабной стихии в РК
Секреты сакского форпоста
Разработку Цифрового кодекса обсудили в правительстве РК
Выпускник школы умер у фонтана вуза в Алматы
Казахстан станет участником Азиатско-Тихоокеанской конференции по цифровой инклюзии и трансформации
Участникам проекта Zhas project выделят 280 млн тенге
Сумма возвращенных государству активов превысила 1,7 триллиона тенге
Партия «Ауыл»: ставка на молодежь
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Обеспечение верховенства права – приоритет справедливого государства
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Консолидация и развитие
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Преодоление. Пять лет созидания
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса

Читайте также

Народные артисты Туркменистана выступили в Астане
Казахстанские театры готовятся к завершению сезона
«Эхо степей» раздавалось в Париже
Казахстанский фильм победил на Шанхайском международном кин…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]