Законы рынка для детей

859
Наталия Хомс

Юные предприниматели Астаны успешно реализовывают свою продукцию на ярмарках.

фото Игоря Бургандинова

Подобные ярмарки проходят на постоянной основе в рамках проекта «Фабрика.Дети», где подростков обучают предпринимательству на курсах и в летнем лагере. Далеко не во всех школах сегодня, к сожалению, дети учатся финансовой грамотности, а между тем это как раз одни из самых необходимых в жизни знаний. Именно об этой проблеме задумался создатель проекта Юрий Шаповалов в 2020 году.

– Наш курс – по основам предпринимательства, в рамках которого и проходят летние лагеря. Мы приглашаем родителей и детей на практические мастер-классы, где рассказываем им о курсе, особенностях обучения, педагогах и нашем опыте. После проводим для ребят небольшую практику, где они делятся на команды и исходя из своих навыков придумывают бизнес и представляют проекты публике. Этот «пробный урок» помогает ребятам самим понять, хотят они здесь заниматься или нет, потому что именно у ребенка, желающего учиться, а не у того, которого мама отправила, результаты будут выше, – рассказал Юрий Шаповалов.

Ребята сами выбирают удобное для себя время и потом посещают занятия либо два раза в неделю по полтора часа, либо один – по три часа в субботу или воскресенье. Уроки ведутся в двух возрастных группах – от 8 до 11 лет и от 12 до 16. Программа одинаковая, но подача разная: обучение младшей категории проходит больше в игровой форме, чтобы дети не уставали и держали фокус на протяжении всего занятия. Со старшими, конечно, проще.

– На занятиях 80% практики и 20% теории, что позволяет ученикам раскрываться в тех или иных вопросах, узнавать себя, расти. Курс длится с сентября по май, он направлен на полноценное раскрытие предпринимательских способностей у детей, так как ребята изучают абсолютно все – от командообразования до получения гранта. У ребенка есть возможность поучаствовать в конкурсе, защитить свой бизнес-проект, мы выдаем небольшие гранты на развитие дела. В этом году было пять финалистов, получивших от 35 до 100 тысяч тенге, – объясняет Юрий Шаповалов.

Дети постарше могут прийти и на второй, более серьезный год обучения. А вот лагерь – это сокращенная программа, где дети летом проводят время и с пользой, и весело. Лагерь обучающий, но включает и много интерактива – ребята играют в настольные игры, гуляют, устраивают пикники, а утром и после обеда изучают по одной теме. Например, что такое ниша, целевая аудитория, маркетинг, инвестиции, как правильно определять и где искать свою целевую аудиторию, какие у ребят уже сейчас есть навыки, на которых можно заработать.

В этом лагере по основам предпринимательства в течение двух недель ребята изучали бизнес и его законы, слушали наставников, ездили на экскурсии. Например, ознакомились с процессом выпечки хлеба, где владелица поделилась своим опытом, рассказала о взлетах и падениях и, конечно же, показала работу предприятия. Ярмарка – своеобразное закрепление изученного материала.

– Подобные ярмарки мы проводим каж­дые три месяца и в течение учебного года. Ребята пробуют себя в продажах, зарабатывают свои первые деньги. Вчера наставник по маркетингу давал им рекомендации о том, как можно быстро и легко заработать, сегодня они это применяют. Про налоги, разу­меется, тоже детям объяснили, а ярмарку я сам для них организовал и оплатил. В конце дня мы будем подсчитывать выручку и чистую прибыль, ребята поделятся, кто сколько заработал и какой опыт они из этого мероприятия извлекли, – рассказал Юрий Шаповалов.

«Фабрика.Дети» показывает, что предпринимательство сегодня действительно интересно детям, и родители это понимают, стараясь помочь ребенку развивать имеющиеся навыки. Причем большинство участников проек­та заинтересовано именно в создании собственного товара, нежели в продаже готовой продукции.

К примеру, выпускник «Фабрики» Арман увлекается фото­графией, и недавно мальчик выиграл грант на 75 тыс. тенге, закупил оборудование и теперь проводит фотосессии. Алдияр любит играть на гитаре, поэтому начал вести индивидуальные уроки игры на инструменте. Айым увлекается аромасаше, свечками ручной работы, она тоже выиграла грант и развивает свой Instagram, где продает различные товары для декора. Многие дети любят готовить и продают, например, выпечку, как Амина: во время обучения на курсе она делала полезное печенье без глютена и сахара и даже доставляла его заказчику.

– Дети сфокусированы больше на процессе творческом, всегда задумываются о том, что они могут сами сделать, привнести. Если ребенку очень трудно определиться с нишей для ярмарки, мы предлагаем альтернативу: напоминая о законе спроса и предложения, подсказываем, что можно перекупить и начать продавать ходовой товар типа аниме- или k-рор-продукции, – поясняет Юрий.

12-летняя Ясмина Валиева завершила уже второй год обучения в школе бизнеса для детей и подростков. Девочка считает, что знания, которые здесь дают, необходимы именно во взрослой жизни.

– Очень важно такие уроки преподавать детям сегодня, потому что в школе о таком не рассказывают. После школы мы идем сразу в колледж или университет, приходится самому жить, а порой и выживать на одну стипендию. Без навыков и знаний по финграмотности трудно, а родители редко рассказывают такое детям, что тоже неправильно. И в школе следовало бы такому обучать. На курсах же внятно, понятно и четко все это объясняют, показывают. За эти два года я узнала много полезной информации: как правильно распределять деньги, делить бюджет, теперь и родителям помогаю в этих вопросах, – поделилась впечатлениями Ясмина.

Сразу определиться с нишей не так легко, поэтому юная предпринимательница сначала продавала аниме-товары и изделия ручной работы из гипса, сама готовила аромасвечи. Сейчас девочке хочется изучить новые сферы, интересного много – от игры на музыкальных инструментах до маркетинговых стратегий.

В этом прелесть юного возрас­та предпринимателей – они не боятся пробовать что-то новое. Ясмина вспоминает, как ее одногруппник сам пек и продавал синнабоны. Другие мальчики шьют экологичные шоперы, рисуют на них уникальные принты на заказ и продают.

– Помимо вопросов предпринимательства нас также обучают коммуникации с ровесниками, целевой аудиторией и клиентом, с людьми в целом. Здесь открываешься, понимаешь, что быть собой – хорошо. Я раньше была застенчивой, не могла подойти к незнакомцу и свободно общаться, несмотря на свой словарный запас, но здесь меня раскрыли, и я перестала испытывать этот страх при общении. Думаю, такая проблема сейчас у большинства подростков, ведь старшее поколение учит нас быть не такими громкими, не проявлять много эмоций, не разговаривать со всеми подряд, – рассуждает Ясмина.

А еще, по словам девочки, обращение с деньгами, понимание, откуда они берутся, развивает ответственность и дисциплину, появляется мотивация создавать что-то интересное, зарабатывать, чтобы в будущем ощущать твердую почву под ногами.

Популярное

Все
Вплавь покоряя моря и проливы
В пострадавшие от паводка регионы приезжали не только спасатели, но и врачи
Ежедневно тысячи жизней спасают неравнодушные люди
Овсянка, сэр!
Уральскую ТЭЦ отремонтируют без посредников
Стихия разрушила и... «запустила» строительство микрорайона
Удовлетворенных исков граждан к госорганам стало в четыре раза больше
Сауле Казыбаева: «К плодово-ягодной отрасли привыкли относиться как к делу второстепенному»
Национальные парки представлены на цифровой выставке в США
Театр завершил сезон премьерой
Велопробег в поддержку олимпийцев
Побережье Капшагая преображается
Сыр и кефир вопреки дефициту
Его кредо – помогать гражданам
Шымкентская республиканская школа «Жас улан» отмечает юбилей
В Западно-Казахстанской области открыто около 500 новых спортивных секций
Многопрофильная региональная больница появится в Косшы
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Остановка по требованию аудита
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Очередную водную блокаду терпят жители многострадального села Жанатурмыс
Президент Казахстана выступил на казахско-корейском бизнес-форуме
Выставку «Ұлы дала алтыны» посетили президенты Казахстана и Кореи
Больница начинается с приемного покоя
Отряд «Жасыл ел» привлекут к строительству домов для пострадавших от паводков
За годы работы частный судебный исполнитель высудил у должников более одного миллиарда тенге
Семнадцать видов вторсырья принимали на экоакции, посвященной Всемирному дню окружающей среды
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Совместное заседание палат парламента пройдет 14 июня
Свыше 151 млн тенге выплачено фермерам Приуралья за погибших во время паводка сельхозживотных
20 процентов или шанс на жизнь?
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Шымкентская республиканская школа «Жас улан» отмечает юбилей
Сыр и кефир вопреки дефициту
Его кредо – помогать гражданам
Национальные парки представлены на цифровой выставке в США

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]