«Возврату не подлежит»

2970
Екатерина Бескорсая, Павлодарская область

Во время предновогодних акций и распродаж все чаще в магазинах и всевозможных бутиках появляется такая надпись, свидетельствующая о прямом нарушении продавцами закона.

рисунок Николая Веревочкина

В законодательстве четко прописано – продавец обязан принять или заменить товар надлежащего качества в течение 14 дней после покупки, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт при­обретения изделия. И даже если чека нет, то покупатель вполне может доказать факт покупки – сегодня это несложно.

Конечно, речь идет о непродовольственных товарах, но и среди них есть исключения – шесть групп, на которые правила возврата в течение 14 дней не распространяются. Это лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, все товары, продаваемые метражом, – отрезные ткани, кабели, ленты, бумага и так далее. А вот шес­той пункт, о котором знает меньше всего покупателей, – это абонентские устройства сотовой связи.

– Перед покупкой смартфона нужно особенно тщательно подумать. Даже если вы передумаете буквально сразу после выхода из магазина и решите, допустим, поменять модель, закон этого не предусматривает, – говорит заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области Нурсулу Аубакирова. – К таким же устройствам относятся и планшеты, которые оснащены разъемом для SIM-карты. А вот если в планшете нет такой функции, то его можно будет вернуть.

Смартфоны попали в группу исключений последними – изменения в законодательство о защите прав потребителей вносились весной 2019 года. Незадолго до этого в нашей стране обсуждался вариант еще большего расширения списка невозвратных товаров, куда предлагалось включить ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней – в свое время такая практика уже существовала. Но тем не менее сегодня у покупателя есть возможность передумать в случае с украшениями.

Однако предприниматели такому развитию событий не рады. Например, характерная история произошла недавно в Павлодаре – в разборки между покупателем и продавцом пришлось вмешиваться чиновникам, чтобы поставить точку в долгом споре из-за кольца ценой почти в 440 тыс. тенге.

В госорган обратилась жительница Павлодара, которой ювелирный магазин отказал в обмене и возврате кольца надлежащего качества.

– Женщина приобрела золотое кольцо для подарка матери, но украшение ей не понравилось и не подошло по размеру, – говорит Нурсулу Аубакирова. – Захотели вернуть, однако продавец предложил увеличить размер кольца у своего мастера. После этого потребитель все равно захотел вернуть изделие, так как работа по увеличению показалась некачественной. И вот тут уже не вышло компромисса. Мы посоветовали женщине воспользоваться ее правом обратиться с претензией к продавцу. Она написала предпринимателю письмо с досудебной претензией. Однако тот просто отказался ее принимать.

Как пояснила Нурсулу Аубакирова, такая позиция продавца в общем-то не редкость. Люди, как говорится, ногами приходят с бумагой в магазин, а там эту бумагу просто не берут. По­этому нужно отправлять претензию по почте заказным письмом с уведомлением. Но и у почтальо­нов не всегда получается вручить письмо получателю – на это, кстати, дается три попытки. Конечно, уходит время. И потому в госоргане советуют: если уже очевидно, что общего языка не найти, стоит обращаться в суд.

В случае с плохо растянутым кольцом департамент направил в ювелирный салон запрос, чтобы там пояснили причины отказа. И это возы­мело действие – продавец связался с покупателем и предложил скидку на изделие либо обмен на другой товар на эту же сумму. В результате кольцо поменяли.

Между тем конфликт затянулся в том числе из-за сомнений покупательницы. И речь даже не о том, что дорогие вещи в подарок нужно выбирать особенно тщательно. Помимо этого, не стоило изначально соглашаться на переделку. Этот факт явно демонстрирует, что зачастую обе стороны конфликта действуют опрометчиво.

Ну а продавцы и вовсе говорят о том, что в нашу страну уже давно пришел так называемый потребительский экстремизм, заимствованный из западной культуры отношений покупателей и продавцов.

Наверняка многие хотя бы раз слышали или читали новости о том, что после массовых рождественских распродаж и скидок в американских магазинах начинается паломничество «возвращенцев». Кстати, первыми с ними сталкиваются как раз представители ювелирного сектора и продавцы нарядной одежды.

По сути, покупатели идут в магазин вовсе не за покупкой, а за скрытой «арендой» – новые платья и кольца надевают на выход единожды, а потом сдают в магазин якобы как не подошедший товар.

«Передумала», «Муж раскритиковал», «Подруга купила такое же» – уже сегодня продавцы одеж­ды в павлодарских торговых домах готовят свои ответы на эти отговорки, которые они не раз услышат в период корпоративов и новогодних вечеринок.

– Все мои коллеги знают эту уловку – не раз сталкивались за последние 3-4 года, а перед праздниками это вообще становится нормой, – говорит владелица отдела одежды Асель Омарова. – Бывает, что и до конфликта доходит, ведь у людей хватает наглости принести вещь, пусть и с этикеткой, но с пятнами или с запахом. Очевидно, что платье надевали, но нам доказывают обратное. К сожалению, далеко не всегда удается отстоять свою позицию – в предновогодние дни много покупателей, скандалы портят нам репутацию, ведь разбираться в ситуации никто из случайных свидетелей не станет. Так что защищать наши права от таких потребителей просто некогда.

Продавцам остается только одно: лучше разбираться в людях, чтобы просто не совершать убыточных сделок. Ну а покупатели все-таки могут рассчитывать на помощь департамента торговли и защиты прав потребителей. К слову, с начала года больше 170 павлодарцев обращались в это ведомство именно потому, что не смогли вернуть товар в первые две недели после покупки. Всего же госорган принял свыше 920 обращений граждан.

Популярное

Все
Пусть всегда будет папа! Второй год в Казахстане празднуют День отца
Казахский – язык чувств
В Алматы приветствовали чемпиона мира Казыбека Ногербека
Во сколько оценят бесценный сад?
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Нехватка мощностей электро- и газоснабжения препятствует привлечению инвестиций в экономику
Фермеры готовятся к приходу сайги
Строительство домов в поселке Жезды идет к завершению
Наказание для монополиста
Банкрот? А жена разрешила?
Зазеленеет, засверкает, заблестит
Соперники сборной Казахстана по отборочному турниру сыграли вничью
Портрет на изумрудном фоне, или Рождение звезд
Гранд-финал прошел в Шымкенте
Паводковый мусор отправили в утиль
Медучреждения региона получили 50 новых санитарных автомобилей
Управление отраслью должно быть системным
Трудная посевная завершена. Ждем всходов
Спасатель, спортсменка, певица
Ключи от дома своего
Преодоление. Пять лет созидания
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Больше половины инвестпроектов по строительству молочно-товарных ферм в Костанайской области на грани срыва
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Универсиада по геологии впервые проводится в Казахстане
Спасибо дедушке! Анель Пимичева уверена, что казахский язык лучше учить через песни
Признать БВУ соучастниками мошеннических схем предлагают юристы
Твой успех в твоих руках. Так считает житель Аральска Жансерик Нысанбаев, который сумел воплотить мечту в жизнь
В Шымкенте можно запросто остаться без земли и компенсации
Президент Республики Корея Юн Сок Ёль: Мы нацелены на дальнейшее укрепление стратегического партнерства с Казахстаном
Семейный психолог, руководитель психологического центра и НПО «Мое возрождение» Альвина ЮСУПОВА говорит о том, как сохранить семью
Более тысячи семей подали заявки на участие в конкурсе «Мерейлі отбасы»
Токаеву показали проект по открытию футбольной академии «Атлетико Мадрид»
Владельцы баз отдыха на Бухтарминском водохранилище пришли в замешательство от новых требований коммунальщиков
В микрорайоне «Бірлік» поселятся до 3 000 человек
Строительство водопроводов затягивается в Костанайской области
Остановка по требованию аудита
Чистота должна стать нормой. Кто штрафует граждан, разбрасывающих мусор?
26 благотворительных учреждений ликвидировали в Алматы
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Консолидация и развитие
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Сегодня Герою Советского Союза Сагадату Нурмагамбетову исполняется 100 лет со дня рождения
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
У Казахстана уникальный культурный код

Читайте также

Ветерану выразили огромное уважение
Современные вызовы и решения в обеспечении безопасного детс…
Строительство домов в поселке Жезды идет к завершению
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]