Возвращаться – хорошая примета

601
Ксения Денисова, Алматы

История короткой любви русского камергера и испанской монашки превратилась в красивую легенду, а затем в произведение искусства под названием «Юнона» и «Авось».

фото Юрия Беккера

К празднованию 90-летия Казахского национального театра оперы и балета им. Абая знаменитое произведение Алексея Рыбникова вернулось в его афишу.

Ритм-рок-балет «Юнона» и «Авось» всего на три года моложе своей предшественницы – рок-оперы с одноименным названием, и в этом году хореографической версии исполнится 40 лет. Соз­давал ее Анатолий Дементьев, главный хореограф Саратовского театра оперы и балета, как раз под впечатлением от оперного спектакля московского «Ленкома», ставшего впоследствии культовым.

Танцевальная интерпретация мелодраматической поэмы Андрея Вознесенского «Авось» имела не меньший успех, и театральные администраторы из нескольких городов Советского Союза заявили желание иметь ее в своем репертуаре. Так, алматинский ГАТОБ оказался в числе первых, кто воплотил на своей сцене авангардный балетный бестселлер. В Саратов отправлялись ведущие солисты театра, чтобы разучить партии главных героев с мэтром, а позже в Алма-Ату прилетали его ассистенты, чтобы окончательно поставить балет.

«Юнону» и «Авось» публика приняла безоговорочно, балет стал долгожителем театра, и когда на время исчез из репертуара, о нем не забывали. Возвращение получилось роскошным: каждый новый показ – и аншлаги, цветы, овации. Хотя, как считает художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева, за десятки лет спектакль успел слегка устареть.

– «Юнона» и «Авось» поставлен в стиле неоклассики, – говорит Гульжан Усамбековна. – Для того времени это новая интересная хореография. Но по меркам сегодняшнего дня ей не хватает сложности. Хотя этот балет в любом случае спасет его тема – любви и смерти, верности и благородства. Она вечная и потому всегда будет волновать зрителя.

Поэму Вознесенского, послужившую литературной основой для рок-оперы и балета, едва ли можно назвать биографической – в ней мало общего с подлинной историей вояжа русского дипломата и путешественника Николая Резанова в хлебную Калифорнию. Точнее, в историческом и политическом аспектах у поэта все сложилось: граф действительно организовал экспедицию в поддержку Русско-Американской торговой компании и настолько успешно ее провел, что был в полушаге от реализации грандиозной авантюры по созданию «русской Америки».

С романтической частью сложнее. В своей личной переписке граф сам развеивает розовые мифы, когда признается, что особо-то не влюблен в дочь испанского наместника в Калифорнии, а искушает ее исключительно в имперских интересах «свесть Америку и Россию». Да и пуритански воспитанная Кончита не так наивна, ибо легко соглашается на соблазны роскошной петербургской жизни с немолодым и потрепанным жизнью камергером.

Легенда о 35-летнем ожидании возвращения Резанова к невесте в Америку – тоже художественная гипербола. Новость о кончине жениха до Кончиты доходит уже через год, поэтому оставлять каждый вечер свечу на окне ей было незачем. В действительности красавица прожила довольно долгую жизнь, правда, в монастыре.

Но имеют ли эти детали хоть какое-то значение, если вопрос совсем не в том. Главный и извечный, он звучит в прологе, когда печальная повесть рассказана, спета и станцована до самого конца: «Для чего мы на землю попали?»

В воссозданный КазНТОБ балет «Юнона» и «Авось» специально вводились молодые исполнители. По словам главного хореографа, эта постановка – хорошая школа для профессионального роста балетных исполнителей.

Совсем юная – хрупкая и плас­тичная – Акбота Бекболатова делает первые шаги из кордебалета в группу солистов театра, и ее Кончита словно взрослеет на глазах, доходя в своей роли до предела трагичности. Непростая партия чувственного и порывистого Резанова Нурсултану Алпамыс­улы поддается и технически, и драматически. И совершенно бесподобным получается Юродивый у Диаса Кубашева. Он сильный, атлетичный, прыгучий танцор, чего уже достаточно для мастера, но еще и эмоциональный, тонко воспринимающий тему артист. Энергии и азарта у него так много, что, кажется, хватит на долгую и успешную карьеру.

В юбилейный для старейшего театра страны сезон в его афишу вернется еще несколько восстановленных спектаклей, в том числе балеты «Анна Каренина», «Красная Жизель», «Сильфида».

Популярное

Все
Полсотни жертв мопедов
Запрещены, но продаются
120 лет назад в Семипалатинске появилась учительская семинария
Оплот казахской педагогики
Работающий человек – главная ценность государства
Более 50 лет выращивает сахарную свеклу Токтарбек Толепбеков
Сегодня в республике чествуют атомщиков и лучших из них отмечают высокими наградами
Вспоминая Абиша Кекилбаева
Перезагрузка «Барыса»
Качество зерна оставляет желать лучшего
Старейшая библиотека страны отметила 125-летний юбилей
Мир фантазий Тлеужана Батанова
В Алматинской области разыграли континентальные кубки
Хакатон как ярмарка вакансий
Наша сборная обыграла действующего чемпиона мира – Португалию!
Рилсы vs труд
Казахстан стремится в World Boxing
«Женис» и «Астана» разыграют Кубок лиги QFL
В Астане завершились Дни культуры Азербайджана
Выбор в отношении строительства АЭС должен сделать сам народ
Труба пока не готова
В Атырау появится дендрологический парк
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
Принцип «слышащего государства»
О кадрах атомной промышленности и радиационной безопасности
Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
Владислав Бакальчук сообщил об освобождении после задержания
Перекресток улиц Бараева и Валиханова временно перекроют в Астане
Дело Мырзахметова: Антикор возвратил государству дополнительно 7 млрд тенге
Гол казахского форварда признан самым быстрым в истории ЧМ по футзалу
У мужской сборной Казахстана по боксу – новый главный тренер
13 тыс. вейпов изъяла полиция из стоматологии в Алматы
Глава государства поздравил казахстанцев со 100-летним юбилеем Бердибека Сокпакбаева
Цены на яйца в РК подскочили самыми заметными темпами за два года
Израиль нанес удар по Бейруту, убит один из руководителей «Хезболлы»
В Астане провели рейд по закрашиванию граффити с рекламой наркотиков
Миллион зеленых насаждений высадят в Астане в текущем году
«Пакт во имя будущего» планируется принять на Summit of the Future ООН
«Таза Қазақстан»: представители столичной интеллигенции приняли участие в экоакции
Более 5 тыс. предпринимателей Астаны поддержали экологический субботник
Мастер из Семея продемонстрирует шедевры ремесленного искусства на Всемирных играх кочевников
Полевая пиццерия, самый острый в мире перец и веганские бургеры
Мощный барьер будущим рискам монополизации власти – политолог о достижениях Конституции
Для успешного изучения языка необходимо практиковаться каждый день
В Семее завершается строительство IT-колледжа
Контрабандиста экстрадировали из России в нашу страну
Коллекция «золотых людей» пополнится
Конституционный контроль – элемент правового государства
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Конституции
Референдум стал актом гражданской справедливости
Казахстанские хоккеисты с победы стартовали на олимпийском отборе
В центре всех процессов – личность: Конституция Республики Казахстан – прочная основа защиты прав и свобод человека и гражданина
Преступления против детей не останутся безнаказанными
Павлодарские артисты готовы удивить своим творчеством зрителей на Всемирных играх кочевников
Жания Бекмухамбетова выиграла турнир по настольному теннису в Хорватии
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
Народ – источник власти
ВИК - 2024: распроданы все билеты на церемонию открытия
Хорошо быть полиглотом
В Казахстане проживает одна Конституция

Читайте также

В Астане завершились Дни культуры Азербайджана
Наша сборная обыграла действующего чемпиона мира – Португал…
В Алматинской области разыграли континентальные кубки
Хакатон как ярмарка вакансий

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]