Срединный коридор открывается

5389
Лилия Сыздыкова

Геополитическая ситуация, поставившая под угрозу традиционные грузовые маршруты между Азией и Европой, подчеркивает важность развития и расширения Срединного коридора, отмечает издание Caspian Policy Center.

фото из архива "КП"

«11 января поезд из китайского города Сиань прибыл в Азербайджан, проделав за короткий промежуток времени в 11 дней путь длиной около 3 200 миль через Казахстан и Каспийское море.

Всего несколько лет назад такое путешествие могло занять до 50 дней и более, но поезд из Сианя следовал по Срединному коридору – торгово-транспорт­ной сети, которая быстро расширяется и становится альтернативой перевозке товаров через территорию России.

Если добавить к этому нынешние проблемы с доставкой грузов через Суэцкий канал из-за нападений боевиков хуситов в Йемене на суда в районе Красного моря, то важность Срединного коридора станет еще выше», – так начинается статья, озаглавленная «Срединный коридор открывается», за авторством Брюса Панньера, опубликованная на сайте Caspian Policy Center (это независимый некоммерческий исследовательский центр в Вашингтоне, который занимается исследованием экономических, политических, энергетических вопросов в Каспийском регионе).

Срединный (Средний) коридор – он же Транскаспийский международный транспортный маршрут – это сеть автомобильных, железных и морских дорог, соединяющих Европу с Азией. Он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее – в страны Европы.

Как отмечается в статье Caspian Policy Center, эта транспортно-логистическая сеть – сочетание различных проектов, реализованных в течение примерно 25 лет. Вклад в формирование и развитие Срединного коридора внесли проект Азиатского банка развития «Коридоры Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества», китайская инициатива «Один пояс – один путь», Координационный комитет по развитию ТМТМ и многие другие стороны, включая США и НАТО с их Северной распределительной сетью для снабжения операций в Афганистане.

Тем не менее до недавних пор торговля между Востоком и Западом по Срединному коридору была невелика. Но произошедшие в последние пару лет изменения в геополитической ситуации в регионе (конфликт между Россией и Украиной, обострение на Ближнем Востоке) значительно расширили значение данного маршрута.

Только за первые три квартала 2023 года объем грузоперевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту вырос до 2 млн тонн против 1,1 млн тонн за тот же период 2022-го.

«В казахстанских каспийских портах наблюдается значительный рост объемов грузоперевозок. В 2021 году казахстанские порты Актау и Курык обработали менее 1 млн тонн грузов. В декабре 2023 года министр транспорта Казахстана Марат Карабаев заявил: «Объемы по этому (транскаспийскому) коридору удвоились и составили 2,5 миллиона тонн». Совокупная пропускная способность двух портов − Актау и Курык − составляет около 21 млн тонн в год», – пишет автор статьи.

В то же время обращается внимание: несмотря на рост, пропускная способность Срединного коридора остается скромной, и перевозки по этому маршруту не могут сравниться с более чем 1 млрд тонн грузов, проходящих через Суэцкий канал ежегодно.

«Однако в настоящее время Срединный коридор открыт, в то время как отправка грузов через Красное море и Суэцкий канал значительно сокращена из-за опасности нападения», – подчеркивается далее в материа­ле Caspian Policy Center.

Автор приводит данные Кильского института мировой экономики (Германия), согласно которым в декабре 2023 года количество контейнеров, отправленных по Красному морю, резко сократилось более чем наполовину. А базирующаяся в Сан-Франциско компания Flexport, занимающаяся логис­тикой и управлением цепочками поставок, сообщила, что на 48-й неделе 2023 года около 66% контейнеровозов вместимостью более 7 500 TEU проходили через Суэцкий канал, а на первой неделе 2024 года этот показатель снизился примерно до 3%.

«Нападения хуситов на суда в южной части Красного моря зас­тавили многие компании изменить маршрут и следовать вокруг мыса Доброй Надежды в южной части Африки, что добавляет около 6 000 дополнительных морских миль и примерно 1 млн долларов США дополнительных расходов на топливо для каждого судна на пути между Азией и Северной Европой. Обычно через Суэцкий канал ежемесячно проходят сотни грузовых судов», – отмечается в статье.

Среднее время морской перевозки грузов между Восточной Азией и Европой составляет 30–45 дней, но объезд вокруг Африки добавляет еще 10–13 дней. По данным The Guardian, это может добавить «три или четыре недели к срокам доставки продукции».

В свою очередь агентство Reuters 12 января сообщило, что завод Tesla в Германии приостанавливает работу на две недели из-за задержек в доставке деталей из Азии, которые обычно проходят через Суэцкий канал, приводит данные автор.

«Поезд из Китая, прибывший в Азербайджан в этом месяце, вез 55 сорокафутовых вагонов с китайскими электромобилями, строительными материалами, трубами и другими товарами. Срединный коридор уже является жизнеспособным решением для доставки запчастей и оборудования, а по мере его расширения и сокращения времени транспортировки он может стать надежным марш­рутом для доставки товаров из Восточной Азии в центр Европы менее чем за месяц.

Планируется, что к 2030 году объем грузоперевозок по Среднему коридору увеличится до 11 млн тонн в год. Но даже для достижения этой цели потребуются значительные инвестиции и помощь в логистике.

Однако в нынешней ситуации, когда российские маршруты затруднены санкциями, а морская торговля заторможена из-за военных действий на Ближнем Востоке, необходимость диверсификации торговых путей очевидна.

Это делает расширение и повышение эффективности Срединного коридора еще более важным для будущего», – резюмируется в статье Caspian Policy Center.

Популярное

Все
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Стартовал новый «зеленый» проект
Начинать надо с себя
В Астане открылась выставка «Ұлы Жеңіс: ерлікке – тағзым, ұрпаққа – үлгі»
За второй хлеб – первый спрос
На севере республики готовы к посевной
Вселенная стала ближе
Никто не забыт, ничто не забыто
Весна показала, где свалки зимуют…
В Уральске открылся OzgeEpic Oral
Прав лишен первый мопедист
Казахстан в третий раз пробился в финальную стадию Кубка Билли Джин Кинг
Аэропорт Алматы – в числе лучших
Киберспорт: не страшно и выгодно
На 11 тыс. га увеличатся картофельные плантации
Пора переходить на передовые технологии
Статистическая погрешность
Внутри космического центра
Главное – творческий подход
Патриотизм, честность и справедливость – залог счастливого и стабильного будущего
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Крупнейшую на постсоветском пространстве теплицу строят в Шымкенте
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В каких районах Астаны появятся новые школы
В Петропавловске запустили пешеходные экскурсии
Размышления в контексте истории
Столица собрала юные таланты всех этносов Казахстана
Актер Шарип Серик арестован за абьюз
В Актюбинской области приведут в порядок 464,1 км автодорог
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Путь на Балхаш станет более комфортным
Вручены государственные и почетные отраслевые награды
Продвигая ценности единства и согласия
ЦА – ЕС: новый этап взаимодействия
Расстаются с миллиардами
Джей Ло едет в Астану
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
Точкой роста должен стать туризм
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Президент: Мы созидаем государство широких возможностей для всех и каждого
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК

Читайте также

Внутри космического центра
Вселенная стала ближе
Вопросы обеспечения безопасности детей обсудили в Акорде
МВД обратилось к родителям

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]