Как репрессировали авторов первого казахского календаря

3855
Гюльнар Муканова, кандидат исторических наук

Сто лет назад в Оренбурге, который тогда был столицей Казахстана, вышел «Қазақ календарі» – первый казахский календарь советской эпохи, большинство авторов которого впоследствии были репрессированы и расстреляны.

Традиция фиксировать череду предстоящих событий, а также знаменательных дат существует в графической традиции человечества издревле. У казахов понятие «календарь» было опо­средовано такими понятиями, как «мушел» (12-летний цикл) и «маусым», то есть четырьмя сезонами года.

В быту прибегали к насечкам на дереве и вышивкам на руко­дельных коврах. Грамотные люди пользовались персидским календарем Омара Хайяма, книгой средневекового математика и астронома Улугбека.

В СССР внедрение метрических инноваций было требованием времени. Календари, являясь систематизированным источником сведений по разным отраслям жизни, в числе других периодических изданий призваны были формировать новое унифицированное мышление и образ жизни советских граждан. Это достигалось посредством масштабирования проектов, несущих идеологический подтекст.

Календарные выпуски на 1923 год при советском режиме выразились в издании прокоммунистических альманахов в регионах по образцу тех, что издавались в Москве. В Петрограде, к примеру, вышел «Всеобщий календарь на 1923 год», который отличался относительным демократизмом, – в нем были опубликованы знаменательные и праздничные даты адептов разных вероисповеданий.

В Оренбурге был издан «Киргизский (Казахский) календарь на 1923 год» на төте жазу (казахская письменность на основе арабского алфавита). На его обложке указано – «Қазақ календарі».

До 1917 года на территории Казахстана издавались «Памятные книжки» – издания справочного характера, схожие по формату с другими типовыми календарями Российской империи. Сосланный в Восточный Казахстан народоволец Николай Коншин (1864–1937) увлекался краеведением и редактировал «Памятные книжки Семипалатинской облас­ти» с 1897 по 1902 год.

В конце XIX века он опубликовал интересные историко-этно­графические очерки о казахах, а в «Памятной книжке» за 1901 год увидел свет исторический очерк «Из переписки хана Средней киргизской орды Букея и его потомков» Алихана Букейханова, продолженный в издании за 1902 год. В нем приводилась переписка российской пограничной администрации с казахскими султанами и биями накануне восстания Кенесары Касымова.

Одной из задач календарей было приобщение масс к определенного рода знаниям, распространение сведений, которые могли способствовать организации массовых праздничных мероприятий, продвижению литературных произведений и т. д. Для владельцев издательств при условии получения цензурного допуска выпуск календарей оказывался делом прибыльным.

О календарях в домах российской знати можно узнать из художественных произведений XIX века. По жанру они, в сущнос­ти, относились к периодическим изданиям. Те, кто выписывал их, узнавали оттуда новости – светские, биржевые, политические и т. д. Издавали их на год вперед: к примеру, в конце 1913 года принято было печатать календарь на следующий, 1914, год. Но в связи с материальными затруднениями, связанными с Первой мировой войной, делать это оказалось накладно.

В Казахстане ситуация к 1920 году осложнилась угрозой голода. И тем не менее работа по формированию нового, унифицированного мышления у советских граждан, начатая Наркомпросом Казахской АССР, велась системно, без перерывов. О «некотором оживлении в усилении издательской деятельности, соз­дании форм казахского языка, установлении терминов» говорилось на заседании секретариата президиума КазЦИК. Известно, что активист алашординского движения, просветитель, автор публикаций по физике и астрономии Файзулла Галимжанов издал в Ташкенте плакатного формата «Стенной календарь на 1923 год».

Идея издания другого казахского календаря-альманаха на 1923 год с индикаторами национальной идентичности принадлежала национальной интеллигенции, группировавшейся вокруг ученого-лингвиста, председателя академического центра при Народном комиссариате края Ахмета Байтурсынулы. Это Ергали Алдонгаров, Абдрахман Байдильдин, Абдолла Асылбеков, Смагул Садвокасов, а также бывшие алашординцы, которые продолжали трудиться на ниве просвещения, – Миржакип Дулатов, Аспандияр Кенжин, Ельдес Омаров и другие.

Их участие в составлении календаря объясняется тем, что, например, Ельдес Омаров был членом комиссии по изданию учебников, его перу принадлежат первые учебники физики, алгебры, тригонометрии и гео­метрии на казахском языке. Сек­ретарь Казахского областного комитета РКСМ в Оренбурге Смагул Садвокасов имел опыт организации молодежной перио­дики – был редактором газеты «Еңбекші жастар».

Календарь на 1923 год по форма­ту отличался от современных. Основное его содержание составляли материалы, полезные для казахских хозяйств, тогда как нормативные акты и постановления КазЦИК печатались попутно, как бы между прочим. Это были методические и врачебные рекомендации, советы от ветеринаров по борьбе с заболеваниями скота, записки агронома, меры по профилактике джута. Размещены были также актуальные статьи на тему освобождения женщин Востока.

Показательно, что даже перечень руководителей советского государства был размещен в «Қазақ календарі» не в самом начале. Иными словами, его составители не придавали номенклатуре первостепенного значения.

На последних страницах календаря на 1923 год опубликован перечень вышедших в Казгосиз­дате пьес и книг на казахском языке, которые можно было приобрести в магазинах «Знание – Білім». Это пьесы «Қорғансыздың күні» и «Енлік – Кебек» Мухтара Ауэ­зова, «Сыланқыз» Жусупбека Аймауытова, «Әліппе» Ахмета Байтурсынулы, «Педагогика» Магжана Жумабаева, поэмы «Қызыл сұнқарлар», «Асау тұлпар», «Бақыт жолында» Сакена Сейфуллина, учебник Мыржакипа Дулатова «Есеп құралы» и его пьеса «Балқия».

Вот так национальная печать выполняла свою миссию по распространению знаний и адаптации казахского населения к переменам.

В текстах первого казахского календаря советской эпохи в духе времени прослеживается тенденция к подражанию центральной советской печати. Парадигма 1920-х годов была отражена, в частности, в заголовках. К примеру, статья Смагула Садвокасова «Таптар куресі деген не нәрсе?» разъясняла суть марксистской концепции классовой борьбы.

Вторая статья, вышедшая из-под его пера, – «Күнбатыс һәм күншығыстың бостандық жолындак күрестерінің тарихы» – посвящена теме общего и особенного в освободительной борьбе народов Запада и Востока. Смагул максимально адаптировал содержание статьи к казахской лексике. Так, для обозначения понятия «капиталист, буржуазия» им используется привычное уху казахов слово «бай», «аристократия» – «ақсуйектер». Эта его статья была продублирована в 1923 году газетой «Жас қазақ».

Политические убеждения авторов, коммунистов и бывших деятелей партии «Алаш», работавших под руководством Ахмета Байтурсынулы, не стали поводом для разногласий – они все были равноценными составителями. Передовая казахская интеллигенция, каких бы политических взглядов ни придерживалась, понимала свою роль в принятии действенных мер по сохранению национально-культурной идентичности в условиях советского режима. Сам формат альманаха, в котором выполнен «Қазақ календарі», выбран очень удачно – в нем опубликованы полноценные тексты.

Являясь национальным по сути, формально этот проект был реализован в рамках общесоюзного формата календарей на 1923 год. Здесь, в частности, впервые был напечатан казахский перевод «Интернационала». При этом, как было сказано, в нем явственно проступают индикаторы национально-культурной идентичности. Так, 22 марта обозначено как «Наурыз – қазақша жыл басы» (казахский Новый год), выходными днями указаны праздники Ораза айт и Құрбан айт. Статьи в календаре (всего их 31) отличаются целевой направленностью. Так, к примеру, среди прочей полезной информации есть также краткий очерк истории казахского народа.

Предполагалось, что первый казахский календарь будет приурочен к предполагаемому обретению в 1923 году Казахской АССР союзного статуса. Но реальность оказалась несколько иной – полно­правной союзной республикой Казахстан станет только через 13 лет, в 1936-м. В последующем календарь такого формата уже не издавался. Практически он был «арестован» (закрыт в архивах) на длительный срок.

Первым в отечественной историографии к теме календарей обратился математик, кандидат физико-математических наук М. У. Искаков. Занимаясь диссертационными исследованиями, в начале 1960-х годов он обнаружил вышеупомянутый «Қазақ календарі» на 1923 год, но упомянул о нем весьма лапидарно. Причиной сдержанной характеристики был официальный запрет на упоминание в печати имен казахской интеллигенции – жертв политических репрессий.

Напомню: первый казахский советский календарь на 1923 год явился оригинальным изданием, которое содержало статьи, написанные активистами партии «Алаш». В книге «Халық календарі», вышедшей спустя 20 лет (1980 год), ученому-математику позволили опубликовать лишь титульный лист этого календаря.

Реанимация и возвращение «Қазақ календарі» на 1923 год в информационное поле стали возможны только в эпоху независимости. Сегодня авторство ряда статей верифицировано и более точно датировано. Как письменный источник эпохи, отдаленной от нас столетием, он отражает роль передовой национальной интеллигенции в продвижении и упрочении государственной идентичности.

Повторюсь, «Қазақ календарі» был результатом коллективной работы местных коммунистов, ответработников из числа деятелей партии «Алаш» и беспартийных казахских патриотов. Таким образом, национальная элита в начале 1920-х годов проводила масштабные по замыслу и уникальные по содержанию социальные проекты культурно-просветительского характера.

Кроме «Қазақ календарі», это была еще организация ликбезов, культурно-просветительная и агитационно-пропагандистская работа. Только формально яв­ляясь «советской», такая дея­тельность преследовала цель сохранить национально-культурную идентичность народа. В этом заключается особая ценность найденного источника, который ныне внедрен в научный оборот.

Напомню также, что возвращение «Қазақ календарі» сопровождается работами в рамках Госкомиссии по полной реабилитации жертв репрессий, в том числе его составителей.

Популярное

Все
В эти дни 70-летие отмечает известный режиссер Сергей Азимов
В селе Иванковке Буландынского района приступили к строительству домов для сельчан, пострадавших от паводка
Решается судьба утильсбора
Тысячи соотечественников пройдут экспресс-диагностику крови
Реестр товаров казахстанского происхождения повысит конкурентоспособность
Мода на электросамокаты обернулась участившимися авариями на дорогах
Столица – главный драйвер по привлечению инвестиций
Первая партия казахстанской говядины отправлена в Китай
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Строительные рынки переезжают за город
Журналисты получили ключи от квартир
Лучших в профессии отметили наградами
Будем беречь природу!
Уроки балета: и вдохновение, и труд
Булекбай Сагингалиев – имя, вписанное золотыми буквами в историю отрасли
Места для купания вызвали опасения у спасателей Северо-Казахстанской области.
ВВВ: зачем странам нужен суверенный кредитный рейтинг
Выставка «Рукопись – наследие веков» проходит в Астане
Дорогу для бизнеса открывает туризм
Браконьеры выплатят штрафы на сумму более 33 млн тенге
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Судебное реформирование: реалии и перспективы
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
У Елая – лучшая статистика по раскрываемости преступлений
Нурторе Жусип принял участие в работе заседания Меджлиса Туркменистана
Паводки: 300 семьям купили готовое жилье в Актюбинской области
Казахстан продолжит активно работать над внедрением ИИ во всех сферах жизни
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Покупатель отсудил более 16 млн тенге за бракованный автомобиль
Путинцева впервые в карьере вышла в финал травяного турнира WTA
«Нет ничего невозможного!» – уверен полицейский Габит Байжанов
Девять проектов решений подписали министры иностранных дел стран ОДКБ
Фотовыставка расскажет о работе полиции
Найден уникальный артефакт
Покушение на блогера Садыкова: один из киллеров сдался казахстанской полиции
Развитие науки – путь к технологическому превосходству страны
В Караганде почтили память погибшего при исполнении служебных обязанностей полицейского
Согласительная комиссия как способ защиты трудовых прав
Бюджет хронических «болезней»
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Консолидация и развитие
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса

Читайте также

Премьер: Именно журналисты выступают мостом между государст…
«Каждая казахская семья должна быть образцом для подражания…
Аида Балаева выразила соболезнования родным Бахыта Кенжеева
Шоу дронов пройдет в Астане ко Дню столицы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]