Ислам в Казахстане вчера и сегодня

723

В современных условиях непростых взаимоотношений между государствами, глобальный мир с его ускоряющейся динамикой актуализирует вопросы сохранения и обновления духовно-ценностных ориентиров общества, требуя особого типа сознания нации, которое основано на духовности народа и его традициях. Эти условия требуют определения и реализации значимых и масштабных задач по дальнейшему сохранению национальной идентичности, связанной с традициями и обычаями, языком и культурным наследием казахского народа.

В процессе изучения этногенеза и этнографии народа Казахстана, можно увидеть, что исламская культура и духовность является неотъемлемой частью многовековой истории Евразийского края.

Сегодня Казахстан – светское государство. Вместе с тем, наличие религиозных и национально-культурных традиций является исторической реальностью, поскольку пересечение культур и традиций сказалось на развитии исламской культуры и исламской традиции казахского народа, которое сформировалось в Казахстане при соединении традиций прошлого и современного. Имея долгую историю, казахстанская культура стремится к развитию, культурной адаптации своих ценностей, в то же время, стремится сохранить национальное содержание.

Ислам, являясь основой религиозной духовности казахского народа, на первых стадиях распространения вполне соответствовал духовным и культурным запросам казахского народа. Он осуществил свой объединяющий потенциал и ускорил процесс национальной и религиозной самоидентичности казахов.

Мыслителями и учеными, оказавшими влияние на распространение ценностей исламской культуры и философии на территории казахской степи были: Абу-Наср Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи, Махмут Кашгари, Мухамед Хайдар Дулати, Жусуп Баласагун, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев и др. Именно они донесли до нас сокровищницу исламской цивилизации, которая в дальнейшем усвоилась среди казахского народа.

В своих повседневных формах ислам представлял собой систему религиозных канонов и ритуалов, а также определенный образ жизни, совокупность правил поведения и обычаев, которых придерживалось большинство казахского населения.

Нужно отметить что формирование традиционного мусульманского общества в Центральной Азии был долгим процессом. Классический ислам в форме этих учений развивался в тесном взаимодействии с национальными обычаями и традициями народов региона. В результате в Центральной Азии сложилась региональная форма мусульманской религии, являющейся составной частью исламской цивилизации и она представляет собой адаптацию (в ходе трансформации, синтеза, эволюции) религии к местным этнокультурным традициям.

В период, когда Казахстан входил в состав СССР, в результате правящей атеистической идеологии многие религии, в том числе и ислам, развивался на бытовом уровне и сохранился в качестве народной традиции, где главной опорой были традиционные ценности казахского народа. Эти ценности, находящие свое выражение в национальных обычаях, обрядах, прошли испытание временем, помогли народу сохранить свою культуру, национальную самобытность и религиозную идентичность.

Во времена советского Казахстана религия не только отчуждалась от политической и общественной жизни, но и подвергалась гонениям, последствием которого стало увеличение количества людей с атеистическим мировоззрением. Отсутствие религиозной практики и воспитания как одного из элемента духовного воспитания привело к потере преемственности в понимании исторической роли и места религии в жизни человека. Религиозный плюрализм, разнообразие новых религий, новая интерпретация ортодоксальных религиозных догматов привело к неправильному пониманию и отношению верующих к историческому содержанию религии и ее развитию, а также стала причиной превосходства религиозной идентичности над общей индивидуальной. По мнению казахстанских ученых, это является своего рода причиной приобщения верующих к разным формам религиозного экстремизма, нетрадиционным религиозным течениям, не соответствующих исторической вере и религии.

Так, в настоящее время в Казахстане имеют место новые религиозные течения и учения, влияющие на религиозность общества. В частности, традиционный ислам в Казахстане подвергается влиянию салафизма - религиозного направления, призывающего ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, отвергать устоявшиеся обряды и традиции казахского народа как «бидаа», т.е. нововведения в исламе. По сути, фундаменталисты, претендующие на «очищение» ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину и позиционируют себя как хранители подлинной религиозной традиции, основы которой они защищают.

Иными словами, фундаменталисты, видящие мир чернобелым, четко разделяют добро и зло, грань между которыми абсолютна. Желающий спастись, по их мнению, не должен идти ни на какие компромиссы. Такая позиция естественным образом порождает авторитаризм и тягу к насилию. Фундаменталисты провозглашают себя носителями особой миссии, порученной им Богом. Отсюда вытекают все черты фундаменталистских движений, в том числе непрекращающиеся и хорошо организованные попытки обратить свою веру нерелигиозных и нефундаменталистски настроенных людей.

Указанное порождает своего рода защитный механизм сохранения идентичности – требование культивировать традиционную для Казахстана форму исламской религиозности, в которой культура казахского народа, традиции, обычай, ритуалы переплетены с исламом и сунной пророка.

Преемственность поколений, знание и уважение многовековых традиций своего народа помогут оградить молодежь от пагубных действий, формируя иммунитет к чуждой нам радикальной идеологии. Изучение истории и обычаев и традиции есть ключ к пониманию самобытности казахского этноса, а мудрость прошлого есть бесценное богатство настоящего.

ГАРИП ДИДАР, Центр изучения религий города Астаны

 

Популярное

Все
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Центр международных программ «Болашак» оказался в центре скандала
Мониторинг за паводковой ситуацией ведется в ВКО
В Казахстане простились с академиком Торегельды Шармановым
В Таразе взялись за освещение улиц
Адвокату Бишимбаева угрожали неизвестные в Астане
Определились победители Каннского кинофестиваля
У этнических казахов за рубежом растет спрос на миграционные карты «Ата жолы»
Казахстан завершил председательство в конференции МАГАТЭ по ядерной безопасности
Незаконные врезки в канализацию и сброс грунтовых вод стали причиной подтопления в Астане
МЧС ведет круглосуточный мониторинг уровня воды в реке Жайык
Заверять сделки у нотариуса вновь обязали при покупке авто
Швейцария победила Канаду и сыграет с Чехией в финале ЧМ по хоккею
Мобильный банкинг приближается к пиковым показателями в РК
62% потока интуристов в Казахстане приходится на граждан стран ШОС
Заблудившихся на горном перевале туристов спасли сотрудники МЧС
Педагоги Казахстана получили ведомственные награды
Машины участников кортежа водворены на штрафстоянку в Алматинской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Против танка ходил он с карабином и саблей
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Штурмовики идут в бой с пехотой
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Ветеранам – везде почет
Успех летчика куется на земле
Новобранцы Капшагайской десантно-штурмовой бригады приняли присягу
Текущую ситуацию на рынке ГСМ обсудили в правительстве
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Советника посла Казахстана в ОАЭ срочно отозвали
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Военнослужащие ДШВ совершили затяжные прыжки

Читайте также

Молодежь выбирает семью, дружбу и здоровье
В Жетысу почтили память жертв политических репрессий и голо…
Коллективные силы ОДКБ планируют оснащение современным воор…
Базовая ставка снижена до 14,5% годовых

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]