Дорога от стиха до пули

1787
Илья Пащенко

Стихотворение Бориса Слуцкого «Казахи под Можайском» – яркое произведение военной литературы

фото из открытых источников

Прозаический поэт

Бориса Слуцкого, 105-летие которого ценители поэзии отмечают в этом году, справедливо относят к числу крупнейших представителей советской литературы, пришедших в нее с фронтов Великой Отечественной войны. Даже строгий в оценках своих товарищей по перу Константин Симонов признавался: «Я отношусь к стихам Слуцкого пристрастно. И о войне, и о послевоенном времени Слуцкий написал много таких стихов, читая которые нередко кажется: вот это ты хотел написать сам, но не написал, а вот об этом думал так же, как он, но твоя мысль не воплотилась в стихи, а ему это удалось. Так уж вышло, что в поколении поэтов, которое следовало за нашим, последним предвоенным, Борис Слуцкий стал самой прочной моей любовью».

А ведь за что только ни распекали поэта! Исправно доставалось ему за прозаизмы: ревностным радетелям за чистоту поэтического языка казались едва ли не кощунственными строки Слуцкого по типу «Там, в небесах, собирается пленум,⁄форум,⁄симпозиум⁄разных цветов» или «Асеев пишет совсем неплохие,⁄Довольно значительные статьи». Увидеть здесь прочную литературную традицию, восходящую, например, к Борису Корнилову («Я из ряда вон выходящих⁄Сочинений не сочиню»), Борису Пастернаку («Но я не ведал, что проистечет⁄Из этих внеслужебных интересов») и многим другим поэтам первой половины XX века, критики почему-то не хотели.

А ведь прозаизмы, по верному замечанию Евгения Винокурова, при умелом использовании становятся «языковыми рычагами», позволяют лучше раскрыть неисчерпаемое лексическое богатство русского языка, точнее передать дух и настрой времени. Сам Слуцкий не раз подчеркивал, что его поэзия не может существовать отдельно от бытия страны, от общего хода XX века, ведь «В этом веке все мои вехи,⁄все, что выст­роил я и сломал». И внимательный читатель чувствовал стремление поэта сделать язык максимально конкретным, не оставляющим недосказанности и не допускающим полутонов, что диктовалось особенностями творческого стиля и характера Слуцкого. Ведь не зря Симонов говорил не о поэтической манере, а о поэтической хватке своего младшего товарища.

Ругали Слуцкого и за бесчувственность, топорность стихов. Действительно, прямых упоминаний возвышенных чувств у него практически не найти, они чаще всего переходят в разряд действий, скрываются на уровне подтекста и раскрываются постепенно, порой даже не при первом прочтении. Вспомним известное стихотворение «Есть!», а точнее – его последнюю строфу: «С неболт­ливым сознанием долга,⁄молча помня Отчизну свою,⁄жили славно, счастливо и долго⁄или вмиг погибали в бою». Сказано будто бы только про солдат, а если вчитаться – то и про поэтов.

Рассматривая стихотворение под этим углом, мы убеждаемся, что поэзия для Слуцкого становится синонимом Отчизны. Отсюда и молчаливость там, где другой не смог бы сдержать всплеска эмоций, и забота о наследии тех, «кто без паники переселился в иные миры», и, наконец, личная трагедия, когда смерть жены нанесла Слуцкому столь сильный удар, что служить своей поэтической Отчизне как прежде он уже не смог – и замолчал на девять долгих лет вплоть до самой своей смерти.

Произведения Бориса Слуцкого известны многим. Пожалуй, наибольшей популярностью пользуется его стихотворение «Лошади в океане», посвященное реальному случаю – потоплению фашистами транспортного корабля «Глория», в трюме которого «тыща лошадей топталась день и ночь». С этим стихотворением спорили, не признавая его щемяще-грустного финала, к нему писали продолжения и сочиняли музыку, а сам Слуцкий признавался: «Про меня вспоминают и сразу же – про лошадей,⁄рыжих, тонущих в океане.⁄Ничего не осталось – ни строк, ни идей,⁄только лошади, тонущие в океане».

Не менее известны его «Физики и лирики», давшие название дискуссии, которая развернулась в 1959 году на страницах «Комсомольской правды» после напечатанного в газете письма Эльвиры Поповой «Мир вещей и мир человеческой души», и затем перешедшие в разряд крылатых выражений. Отголоски той дискуссии слышались в поздних стихотворениях «Лирики и физики» и «Польза невнимательности», где поэт предупреждал: «Физики, не думайте, что лирики⁄Просто так сдаются, без борьбы.⁄Мы еще как следует не ринулись⁄До луны – и дальше – до судьбы».

На дорогах Великой
и Громкой войны

Но есть у Слуцкого и произведение, современному читателю практически неизвестное. Речь идет о стихотворении «Казахи под Можайском», которое рассказывает о тяжелых днях обороны Москвы и является яркой страницей литературной летописи участия казахского народа в Великой Отечественной войне. Попытаемся разобраться, нашел ли в нем свое выражение национальный характер казахского народа или же целью стихотворения является философское, вненациональное обобщение некого опыта военных лет?

Начинается произведение так:

С непривычки трудно на фронте,

А казаху трудно вдвойне:

С непривычки ко взводу, к роте,

К танку, к пушке, ко всей войне.

Шли машины, теснились моторы,

А казахи знали просторы,

И отары, и тишь, и степь.

А война полыхала домной,

Грохотала, как цех огромный,

Била, как железная цепь.

Здесь как бы накладываются друг на друга исторический и образно-метафорический пласты. Во-первых, о какой непривычке говорит поэт словами своего героя-рассказчика? Если попытаться ответить на этот вопрос вне­исторически, то можно подумать, будто Слуцкий относится к воинам-казахам со снисходительностью, словно пытаясь заочно списать их возможные неудачи на упомянутую непривычку. Однако это не так.

На самом деле перед читателем ставится вопрос пренебрежительного отношения к «инородцам» со стороны царского правительства, не допускавшего их к участию в боевых действиях, в частности, Первой мировой войны, и доверявшего им лишь так называемые «тыловые работы». Из-за этого многие представители старшего поколения к началу Великой Отечественной не имели необходимого боевого опыта, добывать который их сыновьям пришлось самостоятельно. И в этом – вторая отличительная особенность историзма данного стихотворения.

Строками о тихих просторах степей Слуцкий подчеркивает миролюбие и созидательность как важнейшие черты национального характера казахского народа. Естественно, что национальный характер складывается веками, и его нельзя обобщить, не зная истории народа. Вряд ли Слуцкий специально изучал историю казахов, но близкое знакомство с ними на фронте (вспомним стихотворение «Ко мне на койку сел сержант-казах») позволило поэту сделать обобщающие выводы и положить их в основу своего произведения.

Примечателен и тот факт, что войну Слуцкий уподобляет доменной печи, цеху и железной цепи, за которыми ясно встает образ индустриализации. Образы вызваны к жизни историей, и история воплощается в образах. Процессы индустриализации тоже когда-то были для казахской степи той самой «непривычкой», о которой говорит лирический герой Слуцкого. Самобытность и историзм использованных поэтом образов заключается еще и в том, что небывалый размах строительства заводов и цехов в годы довоенных пятилеток многие тогда представляли апокалиптическим явлением, несущим смерть всему сущему.

Далее Слуцкий пишет:

Но врожденное чувство чести

Удержало казахов на месте.

В Подмосковье в большую пургу

Не сдавали рубеж врагу.

Постепенно привыкли и к стали,

К громыханию и к огню.

Пастухи металлистами стали.

Становились семь раз на дню.

В годы войны своеобразной моральной заповедью воинов-казахов стали знаменитые слова Ер-Таргына: «Только честь мне дорога!» Всесоюзно известными сделал их Илья Эренбург, который привел эти слова батыра в своем знаменитом очерке «Казахи». Именно чувство чести Слуцкий выделяет как еще одну значимую черту национального характера казахского народа и именно в нем ищет нравственную основу подвига воинов-казахов, которые внесли свой бесценный вклад в оборону Москвы.

Поэт вновь обращается к истории индустриализации, чтобы показать: как прежде казахи овладевали незнакомыми им станками, так ныне, в дни войны, они быстро учатся обращению с оружием. История и современность здесь сливаются воедино. Важную роль в такой адаптации играет накопленный опыт мирных лет, который по мере овладения оружием и техникой уже не вызывает непривычки, а становится внутренним стержнем сознательного выполнения воинского долга. Лучшие черты национального характера тем самым поднимаются на новую высоту, обогащенные патриотическими устремлениями к защите родного народа от поработителей.

Завершающие строфы стихотворения звучат так:

Постепенно привыкли к грохоту

Просоводы и чабаны.

Приросли к океанскому рокоту

Той Великой и Громкой войны.

Механизмы ее освоили

Степные, южные воины,

А достоинство и джигитство,

Принесли в снега и леса,

Где тогда громыхала битва,

Огнедышащая полоса.

Здесь коллективный портрет воинов-казахов представлен сформировавшимся окончательно. Его, по мнению Слуцкого, отличают, во-первых, прекрасное знание механизмов, то есть законов войны, и, во-вторых, обобщенные в образ достоинства и джигитства высокие морально-нравственные качества. Именно это позволяет воинам-казахам вслед за рассказчиком называть войну, участие в которой они принимают, Великой и Громкой. Великой – по ее значению для всего человечества и Громкой – по ее собственно поэтическому звучанию, возвестившему о рождении того качест­ва, которое чилийский поэт Пабло Неруда называл «простым героизмом».

Нет, Слуцкий не поэтизирует войну как таковую, но честно и открыто говорит о том, что отличало советских солдат от их противников. Нацисты никогда не смогли бы назвать развязанную ими войну великой – на это у них не было никакого морального права. Тогда как воины Красной армии, объединившей все народы Советского Союза, вели поистине Великую войну – войну за мир и, верные своему простому героизму, считали это не подвигом, а уже упоминавшимся «неболтливым сознанием долга». Недаром сам Слуцкий писал о них: «Которые историю творят,⁄они потом об этом не читают,⁄и подвигом особым не считают,⁄а просто иногда поговорят».

В стихотворении «Казахи под Можайском» Слуцкий отразил лучшие черты национального характера казахского народа и в то же время поднялся до высших обобщений, рассматривая боевой опыт воинов-казахов не обособленно, а как неотъемлемую часть боевого опыта всей Красной армии.

Мы уверены, что это произведение обязательно найдет своего читателя, и, быть может, именно с него кто-то начнет знакомство с необыкновенно богатым поэтическим миром Бориса Слуцкого.

Популярное

Все
Изменения в «Барысе» и феноменальный рекорд Овечкина
Блистали на ринге в Астане и Фос-ду-Игуасу
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Когда воде требуется особое разрешение
Готовиться к первому классу нужно сейчас
Самые редкие анималистические фототрофеи добыли наши школьники
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
На юность пришлась война
Особый шарм диких тюльпанов
Боевой путь пулеметчика
Человек космического масштаба
В галерее LM Kulanshi Аrt Space открылась выставка «Сыновья шамана»
Актуальные проблемы юридического образования: вопросы и рекомендации
Имеют право?
Шагом марш!
Праздник равных шансов
Машинист – это звучит гордо
Жизнь посвятил служению народу
БНУ: будем надеяться на успех
ТБО как сырье для электроэнергетики
Формула успеха для Казахстана
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Крупнейшую на постсоветском пространстве теплицу строят в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
Поэтическая стрела Серика Аксункара
В каких районах Астаны появятся новые школы
В Петропавловске запустили пешеходные экскурсии
Остались ордена на парадном костюме
Размышления в контексте истории
Столица собрала юные таланты всех этносов Казахстана
Актер Шарип Серик арестован за абьюз
В области Абай открылись две новые школы
Компания Apple открыла доступ к медицинским сервисам в Казахстане
В Актюбинской области приведут в порядок 464,1 км автодорог
Токаев озвучил ряд предложений на саммите «Центральная Азия – Европейский Союз»
«Память Победы: Единство поколений и народов»: Международная конференция прошла в Алматы
Алимханулы и Нгамиссенге провели дуэль взглядов перед титульным боем в Астане
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Точкой роста должен стать туризм
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Возможности и силы Казахстана как средней державы
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Президент: Мы созидаем государство широких возможностей для всех и каждого
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей

Читайте также

Разработка концепции внутренней политики продолжается
Приоритеты двустороннего сотрудничества
Основной прирост экономики обеспечен машиностроением
ТБО как сырье для электроэнергетики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]