Был, есть и останусь казахстанцем

2895
Галия Шимырбаева
корреспондент Алматинского корпункта

Очередная работа казахстанского кинооператора Азиза Жамбакиева попала на основной конкурс открывшегося вчера престижнейшего Берлинского кинофестиваля. В этот раз с картиной «Шамбала» непальского кинорежиссера Мина Бахадура Бама.

фото из личного архива

До этого, 11 лет назад, казахстанская картина «Уроки гармонии» была удостоена приза «Серебряный медведь» на Берлинале-2013 за выдающиеся художест­венные достижения в категории «За лучшую операторскую работу».

– История нашего тандема с Мином тогда и началась, – рассказывает Азиз. – Он посмотрел «Уроки гармонии» на Берлинале и после этого захотел со мной посотрудничать. Уже в 2014 году мы с ним снимали его дебютную картину, а через год у нас была премьера в Венеции. Последующие восемь лет режиссер ничего не снимал. Он писал и переписывал сценарий к фильму «Шамбала», искал финансирование и продюсеров. И вот, наконец, в 2023-м мы с ним снова встретились и сняли картину, которая тоже оказалась в основном конкурсе Берлинале, что, на мой взгляд, символично и закономерно.

Наша картина рассказывает о многомужестве – старой тибетской традиции, когда девушка выходит замуж сразу за нескольких братьев. История, снятая на одном из древних диалектов тибетского языка, происходит в непальских Гималаях, в районе под названием Верхняя Долпа, где много лет назад француз Эрик Валли снимал культовый фильм «Гималаи». Когда мы спрашивали у местных жителей Верхней Долпы, продолжается ли эта традиция сейчас, то, по их словам, в их регионе этого уже нет, а в других местах, хотя и крайне редко, но встречается.

В «Шамбале» главная героиня становится женой трех братьев. Она любит старшего, с двумя другими никаких отношений нет. Средний брат ушел в монахи – если в тибетской семье несколько мальчиков, то одного обязательно отдают в монастырь. Самый младший еще ребенок, ему всего лишь 12 лет. Брат, который стал фактическим мужем, отправляется в город на рынок и пропадает. Жена отправляется на его поиски... Это все, что пока по протоколу я могу рассказать о картине, премьера которой должна состояться на Берлинале.

Мы снимали на высоте 4,6 тысячи метров над уровнем моря, считающейся самой предельной точкой в мире, где проживают люди – этнические тибетцы, сохранившие свой древний язык, тогда как даже Далай-лама, к примеру, говорит на более современном тибетском.

– Если вернуться к Вашей собст­венной судьбе, то как она складывалась после того, как Казахстан впервые был удостоен награды такого уровня, как «Серебряный медведь»?

– Мне стало поступать огромное количество приглашений со всего мира. Но через несколько месяцев после «Серебряного медведя» родился сын, и я решил ближайшие полгода посвятить семье, хотя работать, казалось бы, сам Бог велел.

Я не делю кино на авторское или коммерческое, но изначально позиционировал себя как человек, который будет заниматься искусст­вом, поэтому и не соглашался на коммерческие проекты до и после Берлинале.

В 2014 году снял в России две картины – «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях, и «Метаморфозис» с известными режиссерами авторского кино Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой. Осенью того же года улетел в Непал снимать дебютную картину Мина Бахадура Бама.

Позже меня несколько раз приглашали в Голливуд, но я отказывался. В конце 2017 года – начале 2018-го работал в Бангладеш с известным режиссером Мустафой Сарваром Фаруки в первой в истории Азии картине, снятой одним кадром, то есть без склеек. В мировом кино всего 11 таких картин, но в основном они были сняты с рук, а наша является единственной, которая была снята со стедикама (устройство, предназначенное для стабилизации съемки, происходящей во время движения).

В 2018 году, через шесть лет пос­ле съемок «Уроков гармонии», я вернулся в Казахстан, чтобы поработать в картине «Конокрады. Дороги времени» Ерлана Нурмухамбетова, которая через год открывала 24-й Пусанский международный кинофестиваль (Южная Корея).

То есть снимал я и снимаю очень мало и выборочно, потому что, как уже сказал, не позиционирую себя как оператора коммерческих или конъюнктурных проектов.

– Но наш человек в первую очередь спросит: а почему Вы отказались от Голливуда? Бытует же мнение, что если поработал там, то можешь работать везде.

– Все думали, что после «Серебряного медведя» на Берлинале-2013 я брошусь делать карьеру и деньги. После моих отказов пошли слухи о «космических» гонорарах, а я в это время продолжал заниматься творчеством и его поисками. Я прекрасно понимал, что если сейчас уеду туда, то буду снимать не то, что хочу, что волнует лично меня и нравится мне, а буду просто работать на гигантскую машину по производству фильмов. Ради этого как минимум лет на пять придется забыть о творчестве. Но я даже в студенческие годы (Азиз Жамбакиев – выпускник Академии искусств им. Т. Жургенова. – Ред.) был очень разборчив, то есть не снимал только для того, чтобы снимать или просто зарабатывать деньги. Для меня изначально была только одна цель – заниматься искусством.

А что касается Голливуда, многие на самом деле не знают, насколько это сложно – снимать там. Помимо художественных моментов, здесь идет огромный упор на техническую сторону. А мне не хотелось терять время и доказывать, что могу там снимать кино. Я не представлял себя в образе оператора, который снимает блокбастеры, мелодрамы или комедии. Мне хотелось скромно оставаться в киноискусстве и еще очень хотелось вернуться в Казахстан, чтобы продолжить то, что начинал делать на «Уроках гармонии».

Дело в том, что в 2012 году я переехал в Германию. Прожил там около четырех или пяти лет и все это время мечтал снимать на родине, развивать наш уникальный киноязык и национальную киноэс­тетику. Но подходящий сценарий и режиссер, с которым хотелось бы работать, появились только спустя шесть лет. Я очень благодарен Ерлану Нурмухамбетову за то, что он пригласил меня в свою картину.

Голливуд, кстати, не единственное место, которым меня пытались соблазнить. Я отказывался от многих контрактов с европейскими и российскими агентствами, от больших проектов и гонораров, когда речь шла о выборе между фильмами – теми, к которым лежит душа, и проектами, которые могли бы обеспечить меня на ближайшие, допустим, лет шесть. Изменить своим жизненным принципам мне не давал четкий мотив, от которого зависит результат. Я всегда знал, чему хочу посвятить свою жизнь. Для кого-то, может быть, отказ от Голливуда был бы сложным с социальной, общественной и бытовой точек зрения, но только не для меня. Однажды была такая ситуация, когда на картине, сценарий которой мне нравился, и я дал согласие на участие в ней, не было денег. И никто не знал, поступят ли они когда-нибудь. И в этот самый момент один большой продюсер попытался убедить меня, что не стоит связываться с проектом, чья финансовая судьба туманна, а вот он уже с завтрашнего дня готов прикрепить меня к своему фильму. Когда я отказался, он сильно удивился: «Ты что, сумасшедший?!» Нет, я не был сумасшедшим, но если кому-то уже пообещал, а в сценарий уже влюбился, то останусь там до конца. И неважно, запустят нас или не запустят, главное – мы пройдем этот путь вместе. И таких ситуаций в моей 12-летней карьере, а я начал снимать кино в 2011 году, было очень много.

– После Берлинале-2013 некоторые СМИ писали, что приз Казахстану за выдающуюся операторскую работу дали из соображений политкорректности…

– Во-первых, председателем жюри тогда был Вонг Кар-Вай, режиссер-визионер номер один в мире, все фильмы которого обладают высокой эстетической индивидуальностью. В состав жюри также входила выдающийся голливудский оператор Эллен Курас. Я не думаю, что такие значимые и авторитетные в мире кинематографа люди, которые с ювелирным вниманием относятся к изображению, могли проголосовать за казахстанский фильм, исходя из каких-то там политических соображений. То, что я снова возвращаюсь в основной конкурс Берлинского кинофестиваля с фильмом «Шамбала», возможно, является исчерпывающим ответом для тех, кто не верил в мой приз.

– Вернемся к проекту «Шамбала». Это совместная непальско-казахстанская картина?

– Нет, фильм заявлен на Берлинале от Непала. Генеральным продюсером фильма является сам Мин Бахадур Бам, но в то же время это копродукция с Тайванем, Гонконгом, Норвегией, Францией, Турцией, США и Катаром. И за тот период, пока Мин готовился к съемкам, его сопродюсеры предлагали ему известных операторов из Франции, Турции и Китая, но он решил продолжить сотрудничество со мной. Это очень ценно для меня.

– Вы продолжаете оставаться гражданином Казахстана?

– Мне и в голову такое – менять гражданство – не приходило, хотя предложения и поступали. Во всех международных проектах, где мне приходилось работать, я всегда представлялся как оператор из Казахстана, и там, где в пресс-релизах идет упоминание моего имени, прошу продюсеров обязательно подчеркнуть это.

– А «Шамбалу» мы когда-нибудь увидим в Казахстане? Или это только фестивальная авторская картина?

– Мы обязательно устроим специальный показ в Алматы, когда режиссер приедет ко мне в гости, а Мин уже давно хочет увидеть Казахстан.

Популярное

Все
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Стартовал новый «зеленый» проект
Начинать надо с себя
В Астане открылась выставка «Ұлы Жеңіс: ерлікке – тағзым, ұрпаққа – үлгі»
За второй хлеб – первый спрос
На севере республики готовы к посевной
Внутри космического центра
Вселенная стала ближе
Никто не забыт, ничто не забыто
Весна показала, где свалки зимуют…
В Уральске открылся OzgeEpic Oral
Прав лишен первый мопедист
Аэропорт Алматы – в числе лучших
Казахстан в третий раз пробился в финальную стадию Кубка Билли Джин Кинг
Киберспорт: не страшно и выгодно
На 11 тыс. га увеличатся картофельные плантации
Пора переходить на передовые технологии
Статистическая погрешность
Главное – творческий подход
Патриотизм, честность и справедливость – залог счастливого и стабильного будущего
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Крупнейшую на постсоветском пространстве теплицу строят в Шымкенте
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
Аким области Абай проконтролировал ситуацию в селе Красный Яр
В каких районах Астаны появятся новые школы
В Петропавловске запустили пешеходные экскурсии
Размышления в контексте истории
Столица собрала юные таланты всех этносов Казахстана
Актер Шарип Серик арестован за абьюз
В Актюбинской области приведут в порядок 464,1 км автодорог
Около 2 тысяч казахстанцев получили спецвыплату за вредные условия труда
Путь на Балхаш станет более комфортным
Вручены государственные и почетные отраслевые награды
ЦА – ЕС: новый этап взаимодействия
Продвигая ценности единства и согласия
Расстаются с миллиардами
Джей Ло едет в Астану
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
Точкой роста должен стать туризм
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Президент: Мы созидаем государство широких возможностей для всех и каждого
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК

Читайте также

Залог успеха – трудолюбие, предприимчивость и сплоченность
Динамичное развитие по всем направлениям
Вопросы безопасности детей требуют системного контроля
Особая роль и миссия

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]