Был, есть и останусь казахстанцем

1481
Галия Шимырбаева

Очередная работа казахстанского кинооператора Азиза Жамбакиева попала на основной конкурс открывшегося вчера престижнейшего Берлинского кинофестиваля. В этот раз с картиной «Шамбала» непальского кинорежиссера Мина Бахадура Бама.

фото из личного архива

До этого, 11 лет назад, казахстанская картина «Уроки гармонии» была удостоена приза «Серебряный медведь» на Берлинале-2013 за выдающиеся художест­венные достижения в категории «За лучшую операторскую работу».

– История нашего тандема с Мином тогда и началась, – рассказывает Азиз. – Он посмотрел «Уроки гармонии» на Берлинале и после этого захотел со мной посотрудничать. Уже в 2014 году мы с ним снимали его дебютную картину, а через год у нас была премьера в Венеции. Последующие восемь лет режиссер ничего не снимал. Он писал и переписывал сценарий к фильму «Шамбала», искал финансирование и продюсеров. И вот, наконец, в 2023-м мы с ним снова встретились и сняли картину, которая тоже оказалась в основном конкурсе Берлинале, что, на мой взгляд, символично и закономерно.

Наша картина рассказывает о многомужестве – старой тибетской традиции, когда девушка выходит замуж сразу за нескольких братьев. История, снятая на одном из древних диалектов тибетского языка, происходит в непальских Гималаях, в районе под названием Верхняя Долпа, где много лет назад француз Эрик Валли снимал культовый фильм «Гималаи». Когда мы спрашивали у местных жителей Верхней Долпы, продолжается ли эта традиция сейчас, то, по их словам, в их регионе этого уже нет, а в других местах, хотя и крайне редко, но встречается.

В «Шамбале» главная героиня становится женой трех братьев. Она любит старшего, с двумя другими никаких отношений нет. Средний брат ушел в монахи – если в тибетской семье несколько мальчиков, то одного обязательно отдают в монастырь. Самый младший еще ребенок, ему всего лишь 12 лет. Брат, который стал фактическим мужем, отправляется в город на рынок и пропадает. Жена отправляется на его поиски... Это все, что пока по протоколу я могу рассказать о картине, премьера которой должна состояться на Берлинале.

Мы снимали на высоте 4,6 тысячи метров над уровнем моря, считающейся самой предельной точкой в мире, где проживают люди – этнические тибетцы, сохранившие свой древний язык, тогда как даже Далай-лама, к примеру, говорит на более современном тибетском.

– Если вернуться к Вашей собст­венной судьбе, то как она складывалась после того, как Казахстан впервые был удостоен награды такого уровня, как «Серебряный медведь»?

– Мне стало поступать огромное количество приглашений со всего мира. Но через несколько месяцев после «Серебряного медведя» родился сын, и я решил ближайшие полгода посвятить семье, хотя работать, казалось бы, сам Бог велел.

Я не делю кино на авторское или коммерческое, но изначально позиционировал себя как человек, который будет заниматься искусст­вом, поэтому и не соглашался на коммерческие проекты до и после Берлинале.

В 2014 году снял в России две картины – «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях, и «Метаморфозис» с известными режиссерами авторского кино Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой. Осенью того же года улетел в Непал снимать дебютную картину Мина Бахадура Бама.

Позже меня несколько раз приглашали в Голливуд, но я отказывался. В конце 2017 года – начале 2018-го работал в Бангладеш с известным режиссером Мустафой Сарваром Фаруки в первой в истории Азии картине, снятой одним кадром, то есть без склеек. В мировом кино всего 11 таких картин, но в основном они были сняты с рук, а наша является единственной, которая была снята со стедикама (устройство, предназначенное для стабилизации съемки, происходящей во время движения).

В 2018 году, через шесть лет пос­ле съемок «Уроков гармонии», я вернулся в Казахстан, чтобы поработать в картине «Конокрады. Дороги времени» Ерлана Нурмухамбетова, которая через год открывала 24-й Пусанский международный кинофестиваль (Южная Корея).

То есть снимал я и снимаю очень мало и выборочно, потому что, как уже сказал, не позиционирую себя как оператора коммерческих или конъюнктурных проектов.

– Но наш человек в первую очередь спросит: а почему Вы отказались от Голливуда? Бытует же мнение, что если поработал там, то можешь работать везде.

– Все думали, что после «Серебряного медведя» на Берлинале-2013 я брошусь делать карьеру и деньги. После моих отказов пошли слухи о «космических» гонорарах, а я в это время продолжал заниматься творчеством и его поисками. Я прекрасно понимал, что если сейчас уеду туда, то буду снимать не то, что хочу, что волнует лично меня и нравится мне, а буду просто работать на гигантскую машину по производству фильмов. Ради этого как минимум лет на пять придется забыть о творчестве. Но я даже в студенческие годы (Азиз Жамбакиев – выпускник Академии искусств им. Т. Жургенова. – Ред.) был очень разборчив, то есть не снимал только для того, чтобы снимать или просто зарабатывать деньги. Для меня изначально была только одна цель – заниматься искусством.

А что касается Голливуда, многие на самом деле не знают, насколько это сложно – снимать там. Помимо художественных моментов, здесь идет огромный упор на техническую сторону. А мне не хотелось терять время и доказывать, что могу там снимать кино. Я не представлял себя в образе оператора, который снимает блокбастеры, мелодрамы или комедии. Мне хотелось скромно оставаться в киноискусстве и еще очень хотелось вернуться в Казахстан, чтобы продолжить то, что начинал делать на «Уроках гармонии».

Дело в том, что в 2012 году я переехал в Германию. Прожил там около четырех или пяти лет и все это время мечтал снимать на родине, развивать наш уникальный киноязык и национальную киноэс­тетику. Но подходящий сценарий и режиссер, с которым хотелось бы работать, появились только спустя шесть лет. Я очень благодарен Ерлану Нурмухамбетову за то, что он пригласил меня в свою картину.

Голливуд, кстати, не единственное место, которым меня пытались соблазнить. Я отказывался от многих контрактов с европейскими и российскими агентствами, от больших проектов и гонораров, когда речь шла о выборе между фильмами – теми, к которым лежит душа, и проектами, которые могли бы обеспечить меня на ближайшие, допустим, лет шесть. Изменить своим жизненным принципам мне не давал четкий мотив, от которого зависит результат. Я всегда знал, чему хочу посвятить свою жизнь. Для кого-то, может быть, отказ от Голливуда был бы сложным с социальной, общественной и бытовой точек зрения, но только не для меня. Однажды была такая ситуация, когда на картине, сценарий которой мне нравился, и я дал согласие на участие в ней, не было денег. И никто не знал, поступят ли они когда-нибудь. И в этот самый момент один большой продюсер попытался убедить меня, что не стоит связываться с проектом, чья финансовая судьба туманна, а вот он уже с завтрашнего дня готов прикрепить меня к своему фильму. Когда я отказался, он сильно удивился: «Ты что, сумасшедший?!» Нет, я не был сумасшедшим, но если кому-то уже пообещал, а в сценарий уже влюбился, то останусь там до конца. И неважно, запустят нас или не запустят, главное – мы пройдем этот путь вместе. И таких ситуаций в моей 12-летней карьере, а я начал снимать кино в 2011 году, было очень много.

– После Берлинале-2013 некоторые СМИ писали, что приз Казахстану за выдающуюся операторскую работу дали из соображений политкорректности…

– Во-первых, председателем жюри тогда был Вонг Кар-Вай, режиссер-визионер номер один в мире, все фильмы которого обладают высокой эстетической индивидуальностью. В состав жюри также входила выдающийся голливудский оператор Эллен Курас. Я не думаю, что такие значимые и авторитетные в мире кинематографа люди, которые с ювелирным вниманием относятся к изображению, могли проголосовать за казахстанский фильм, исходя из каких-то там политических соображений. То, что я снова возвращаюсь в основной конкурс Берлинского кинофестиваля с фильмом «Шамбала», возможно, является исчерпывающим ответом для тех, кто не верил в мой приз.

– Вернемся к проекту «Шамбала». Это совместная непальско-казахстанская картина?

– Нет, фильм заявлен на Берлинале от Непала. Генеральным продюсером фильма является сам Мин Бахадур Бам, но в то же время это копродукция с Тайванем, Гонконгом, Норвегией, Францией, Турцией, США и Катаром. И за тот период, пока Мин готовился к съемкам, его сопродюсеры предлагали ему известных операторов из Франции, Турции и Китая, но он решил продолжить сотрудничество со мной. Это очень ценно для меня.

– Вы продолжаете оставаться гражданином Казахстана?

– Мне и в голову такое – менять гражданство – не приходило, хотя предложения и поступали. Во всех международных проектах, где мне приходилось работать, я всегда представлялся как оператор из Казахстана, и там, где в пресс-релизах идет упоминание моего имени, прошу продюсеров обязательно подчеркнуть это.

– А «Шамбалу» мы когда-нибудь увидим в Казахстане? Или это только фестивальная авторская картина?

– Мы обязательно устроим специальный показ в Алматы, когда режиссер приедет ко мне в гости, а Мин уже давно хочет увидеть Казахстан.

Популярное

Все
С 1 июля работники лесных и природоохранных учреждений РК начнут получать надбавки
Мошенники пишут сообщения от имени главы Минкультуры Аиды Балаевой
В горах Алматинской области спасли туристов
Казахстан передал 2,7 тонны продуктов питания для пострадавших от селя кыргызстанцев
Токаев: Казахстан высоко ценит тесное партнерство с Китаем
Тела погибших в Кыргызстане детей доставили в Усть-Каменогорск
Около 200 тысяч человек эвакуировали в провинции Китая из-за ливней
В турецкой Бурсе из-за лесного пожара эвакуировали студентов
В начале июля спадет жара
В июне курс тенге ослаб на 5% – Нацбанк
Пострадавшим от паводка вручили ключи от новых домов в Павлодарской области
Границы Мангистауской области будут изменены
В Кыргызстане сель смыл автомобиль, есть погибшие
Служебная собака нашла пропавшую женщину в Атырау
Тюремный срок получила организатор финпирамиды Qnet в Костанае
Сегодня стартует Уимблдонский теннисный турнир
Более 19 тонн зараженной сливы выявили на границе с Кыргызстаном
Курт с ягодами и кумыс с экстрактом тыквы запатентовали в Казахстане
Искаженную статистику в животноводстве выправили в Минсельхозе
Химическая кастрация: уникальную экспертизу внедрят в Казахстане
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
Девушка выпала с колеса обозрения в парке Алматы
Опубликованы итоги конкурса по избранию академиков
Заповедник Барсакельмес отмечает 85-летие
Онлайн-трансляция апелляционнного суда над Бишимбаевым состоится 26 июня
Маулен Ашимбаев встретился с главным комиссаром Индии по выборам
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Проект по освоению месторождения вольфрамовых руд в Алматинской области введут до конца года
В Алматы завершился 26-й юношеский чемпионат Азии по шахматам
Строительство ветровых электростанций обсудил Роман Скляр с китайским инвестором
В Астане благоустраивают дворы и скверы
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
«Эхо степей» раздавалось в Париже
Число погибших в Дагестане выросло до 20
Свыше 1,3 млрд тенге направят на восстановление ЛЭП в Костанайской области после паводков
Еврокомиссия начала проверку в отношении Apple
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций

Читайте также

Студенты Satbayev University приняли воинскую присягу на ве…
Более 700 новобранцев пополнили ряды столичных гвардейцев
Yandex Qazaqstan заплатил более 23 миллиардов тенге налогов…
АЭС: взвесить все «за» и «против»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]