Вагончик тронулся...

1797
Лаура Тусупбекова

Два месяца назад сенаторы направили запрос о том, что по всей стране недостаточно развита железнодорожная сеть, растет износ основных средств, на железной дороге дефицит пассажирского подвижного состава и низкий уровень сервиса, а коррупционные схемы прочно вошли в отрасль. Глава Министерства транспорта доложил Сенату о том, почему в отрасли сложилось такое положение дел.

Фото: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

Ранее сенатор Закиржан Кузиев направил в Минтранспорта депутатский запрос, в котором подверг критике деятельность АО «КТЖ» и его «дочки». Вопрос палата сочла серьезным, ведь от развития отрасли зависит как развитие других сфер, так и социальное самочувствие общества. Сенатор отметил, что к нему с жалобами обратились представители Ассоциации нацио­нальных экспедиторов. В своем обращении они сообщали, что получают отказы от ТОО «КТЖ Грузовые перевозки» в согласовании основных и дополнительных планов перевозок на экспорт и транзит. В то же время согласование планов для своих экспедиторов АО «Кедентранссервис» и АО «КТЖ Экспресс» осуществляют беспрепятственно.

«Агентство по защите и развитию конкуренции отмечает, что операторы магистральных путей предоставляют ряд преимуществ «своим» компаниям, что создает неравные условия для других. В результате анализа видов деятельности КТЖ выявлено, что с антимонопольным органом согласован лишь 81 из 424 видов деятельности, то есть всего 19%. Таким образом, своими действиями КТЖ нарушают отлаженную за десятки лет технологию осуществления экспортных перевозок, создают неравные конкурентные условия,» – говорилось в обращении сенатора.

В своем депутатском запросе на имя главы Кабмина Закиржан Кузиев напомнил, что Глава государства не раз акцентировал внимание на необходимости укрепления транзитного потенциала страны. Однако, по словам сенатора, существующие проблемы грузоперевозок значительно ухудшают привлекательность транзита через Казахстан и зас­тавляют соседние страны искать альтернативные маршруты.

«Сенаторами неоднократно направлялись депутатские зап­росы в адрес Министерства транс­порта и АО «НК «КТЖ», где были озвучены проблемы, имеющиеся у отечественных грузоотправителей при транспортировке своей продукции на экспорт. Однако мы раз за разом получаем стандартные отписки, которые не решают сути проблемы. Учитывая многочисленные жалобы от грузоотправителей и субъектов бизнеса, просим организовать проверку деятельности АО «НК «КТЖ», а также направить в Сенат руководство Министерства транспорта и АО «НК «КТЖ» для дачи устного ответа на ранее направленные депутатские зап­росы», – обратился депутат Закиржан Кузиев.

Глава Кабмина услышал сенаторов и направил своего министра отвечать перед ними за положение на казахстанской железной дороге. Министр Марат Карабаев поспешил заверить депутатов, что «Қазақстан темір жолы» будет трансформирован. Из него будет выделен самостоятельный нацоператор, который будет заниматься вопросами железнодорожной инфраструктуры.

– КТЖ будет трансформирован на два блока: перевозочный и инфраструктурный. Это будет происходить в два этапа. Первым этапом предполагается создание отдельного юридического лица внутри КТЖ. Во время этого этапа мы проанализируем доходную и расходную части, потому что вопросы инфраструктуры сегодня субсидируются отчасти за счет перевозочной деятельности. По итогам этого анализа мы примем решение вторым этапом отделить нацоператора по инфраструктуре в отдельный институт, – рассказал Марат Карабаев.

О реформировании КТЖ на две отдельные структуры говорили еще с начала 2000-х годов. Однако этот вопрос постоянно откладывался, заметил депутат Евгений Больгерт. Он добавил, что в 2022 году была принята Концепция развития транспорт­но-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. И этот документ как раз предусматривает создание отдельного нац­оператора инфраструктуры. В его задачи будут входить модернизация и строительство железнодорожных сетей. Из-за того, что сегодня эти функции находятся в ведении национального перевозчика грузов, возникает множество проблем.

Председатель Сената Маулен Ашимбаев также добавил, что сфера грузоперевозок и железнодорожной инфраструктуры требует больших инвестиций. КТЖ, по его словам, проводит работу по модернизации отрас­ли, но этого недостаточно. Он заметил, что трансформация КТЖ в два этапа может привести к потере темпов, и этот вопрос будут снова обсуждать на протяжении нескольких лет.

– Двухступенчатость связана с тем, что мы боимся быстрых реформ, к тому же это может привести к резкому ухудшению положения самой КТЖ. Сейчас в ремонт магистральных сетей ежегодно инвестируется 154 миллиарда тенге, при этом их износ составляет 57%. Поэтому на первом этапе мы должны проанализировать баланс, – ответил Марат Карабаев.

В ходе заседания сенаторы также подняли вопросы возврата отмененных рейсов сообщением Алматы – Петропавловск, Алматы – Усть-Каменогорск, проблемы старых вагонов, задержки поез­дов, ремонта инфраструктуры.

Резюмируя обсуждение, Маулен Ашимбаев подчеркнул стратегическое значение железнодорожной отрасли и развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Он также напомнил о том, что Главой государства даны конкретные поручения по активизации деятельности КТЖ. Поэтому решение проблемы, озвученной ранее в депутатском запросе, по мнению спикера Сената, требует комплексного подхода всех заинтересованных сторон.

– На расширенном заседании Правительства Президент страны Касым-Жомарт Токаев дал поручение в первом полугодии принять программный документ, включающий пути решения актуальных вопросов железнодорожной отрасли. Надеемся, что в разрабатываемом программном документе также будут определены пути решения проблем, поднятых сегодня сенаторами. В этом направлении Сенат, со своей стороны, готов оказать законодательную поддержку инициативам по развитию транс­портно-логистического комп­лекса в стране, – подчеркнул спикер Сената.

Популярное

Все
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
«Реал» стал 15-кратным победителем Лиги чемпионов
Ночные автобусы будут ездить до утра в Астане
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Мед Алтая ценят за насыщенный аромат, вкус и целебность
Республиканский центр орфанных заболеваний открылся в Астане
Жителей села пришлось эвакуировать из-за утечки серной кислоты в области Жетісу
Филиал КазНУ откроется в Омске
Паводок: более 63 тыс. людей вернулись домой
Жара в Индии: в Дели +53, десятки человек погибли
Климатические активисты приклеили постер к картине Моне в парижском музее
Олимпиада-2024: Валентина Хальзова завоевала лицензию
Токаев поздравил президента Италии с Днем Республики
Очередная нарколаборатория ликвидирована в Казахстане
Бокс: мужская сборная Казахстана будет представлена на ОИ в полном составе
Движение перекрыто на ряде участках дорог в столице
Китайский зонд сел на обратной стороне Луны
Численность сайгаков достигла 2,8 млн особей в Казахстане
Двое детей утонули в Сырдарье
Иностранные компании открывают заводы в Северном Казахстане
В Косшы вместо «маятниковой» занятости появились постоянные рабочие места
Международный день музеев отмечается в Казахстане
Снегопад парализовал движение транспорта в двух регионах
Касым-Жомарт Токаев подписал указ о мерах по либерализации экономики
Триумф и трагедия казахских баев
Костанайские археологи бьют тревогу
Максим Фадеев выпустит песню в память о Салтанат Нукеновой
В целях ускорения реформ и улучшения бизнес-климата
У Ватикана есть процедура для проверки сообщений о сверхъестественном
Паводковые воды спасут пересыхающее озеро в Восточном Казахстане
Бектенов предупредил акимов и собственников ТЭЦ
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Олжасу Сулейменову – 88 лет!
Учащиеся лицея № 5 имени Панфилова стали членами Международного Панфиловского движения
«Умные» теплицы смогут получать инвестсубсидии в Казахстане
Выпускник школы из Костанайской области – призер десятков математических олимпиад
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей

Читайте также

Интерес инвесторов к разведке металлов растет
Подходы к новому Налоговому кодексу обсудили депутаты от AM…
Смаилов негативно оценил работу налогового и таможенного ад…
Пастбища стоимостью 5 млрд тенге возвратили государству в П…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]