Школы будущего

1417
Беседовала Алла Серикбаева

С 2023 года в Казахстане началось строительство объектов образования в рамках национального проекта «Комфортная школа», рассчитанного на три года. За этот период будет построено немало современных общеобразовательных учреждений. О том, как реализуется данный масштабный проект, рассказал вице-министр просвещения Едил Оспан.

фото Министерства просвещения РК

– Едил Сабырович, сегодня в Казахстане наблюдается дефицит ученических мест, немало трехсменных и аварийных школ. Национальный проект «Комфортная школа» позволит решить эти проблемы?

– Данный проект реализуется по поручению Главы государства. В 2023 году завершены подготовительные работы и начато строительство 217 школ на 461 тысячу ученических мест. Объекты планируется ввести до конца текущего года. В 2024-м же запланировано строительство 152 школ на 279 тысяч ученических мест. В целом к 2026 году планируется открытие 369 новых школ на 740 тысяч ученических мест.

Основной упор делается на сокращение разрыва между городскими и сельскими школами. Их строительство будет осуществляться по единому стандарту. При этом 163 школы (44%) будут построены в сельской местности. Также национальный проект направлен на строительство школ в городах и перспективных населенных пунк­тах, где наблюдаются проблемы трехсменных и перегруженных учебных заведений. Общеобразовательные учреждения будут построены во вновь застраиваемых микрорайонах городов и областных центров.

Согласно проекту, предусматривается строительство объектов проектной мощностью 300, 600, 900, 1 200, 1 500, 2 000 и 2 500 мест. Проектирование школ производится с учетом климатических особенностей регионов.

Большая часть строящихся объектов приходится на Астану и Алматы, Алматинскую, Туркестанскую, Мангистаускую и Кызылординскую области. Учитывая, что в рамках проекта будет введено 740 тысяч новых ученических мест, я думаю, это позволит решить вышеуказанные проблемы.

– Какие меры принимает Министерство просвещения для эффективной реализации национального проекта «Комфортная школа»?

– Наше ведомство обеспечивает координацию, мониторинг и контроль за реализацией данного проекта. Разработана вся необходимая нормативная база, на постоянной основе обеспечивается методологическая поддержка, а также установлены новые требования по строительству школ.

Помимо этого разработаны типовые задания на проектирование по семи проектным мощностям. Утвержден перечень технологического оборудования и мебели, отвечающий современным требованиям эргономики, а также потребностям обучающихся и педагогов при организации образовательного процесса.

С учетом предложений НПП «Атамекен», представителей отраслевых ассоциаций были приняты дополнительные меры по поддержке отечественных произво­дителей.

Стоит отметить, что в целях повышения качества образования и эффективности организации учебного процесса Министерством просвещения ведется отбор корпуса директоров для комфортных школ в рамках проекта «1 000 лидеров изменений в образовании». Формируется база педагогов. По опыту ведущих школ страны разрабатывается новая модель трансформации содержания учебного процесса.

– Что будут из себя представлять современные комфортные учебные заведения?

– Учебные заведения, построенные в рамках национального проекта, будут оснащены современным технологическим оборудованием и школьной мебелью. Школы нового формата предусматривают разделение на отдельные блоки для учащихся старших и начальных классов. При проектировании учебных учреждений учитываются входная группа, спортзалы, учебные классы, санитарные узлы и другое. Для удобства учеников предусмотрены дополнительные гардеробные и индивидуальные шкафы для хранения учебных пособий и одежды.

Особое внимание уделяется повышению мер безопасности путем внедрения современных технических средств: цифрового видеонаблюдения с выходом в ЦОУ, тревожной кнопки и звукового оповещения, автоматической блокировки дверей и блоков, лицензированной охраны и другие меры.

Важно отметить, что во всех школах будут созданы необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Это кабинеты логопеда, специального педагога, психолога, сенсорная комната, кабинет поддержки инклюзивного образования.

– Одно из требований проекта: все помещения комфортных школ должны быть оснащены конкурентоспособными и качественными товарами, преимущественно отечественного производства. Как реализуется эта инициатива?

– Действительно, включены обязательные требования по применению строи­тельных материалов отечественного произ­водства, в том числе использование в наружных фасадах продукции местного производства с учетом климатических и сейсмических условий регионов. Предусмотрено заключение предварительных контрактов с отечественными товаропроизводителями на выгодных условиях, которые должны быть в реестре «Самрук-Казына» и «Атамекен».

Кроме того, предъявляются дополнительные меры по закупу школьной мебели исключительно среди производителей, обладающих сертификатом о происхождении товара формы «СТ-KZ» и⁄или Индустриальным сертификатом.

Национальным проектом закрепляется обязательство оператора и подрядных организаций по предоставлению отчетов по показателям доли внутристрановой ценности посредством их размещения в информационную систему по управлению проектом. Таким образом, осуществление закупа продукции отечест­венных товаропроизводителей будет регулярно отслеживаться соответствующими государственными органами и организациями.

Нормы оснащения мебелью и оборудованием, а также квалификационные требования для организации безопасного учебного процесса полностью отражены в приказах министерства. Утверждены стандарты и правила, разработанные министерствами торговли и интеграции, промышленности и строительства, здравоохранения. На их основании разработан Перечень технологического оборудования и мебели в разрезе проектных мощностей, включающий технические характеристики оборудования и мебели.

– Едил Сабырович, какие механизмы используются при строительстве?

– На сегодняшний день реализация проекта осуществляется тремя методами. Первый предусматривает целевое строительство школ через единого оператора Samruk-Kazyna Construction. Второй – выкуп акиматами готовых зданий у частных инвесторов. И третий – это строительство школ в рамках ГЧП.

В целях привлечения частных инвестиций в реализацию национального проекта Министерством просвещения разработан четвертый механизм строи­тельства школ. Он предусматривает создание консорциума, состоящего из двух участников. Это частный инвестор и ведущие организации образования. При его реализации будут нивелированы риски удорожания объектов, сокращены нагрузки на бюджет за счет отложенных обязательств по размещению государственного образовательного заказа. Отбор инвесторов будет осуществляться акима­тами на конкурсной основе.

Хочу отметить, что наряду с национальным проектом реализуется ряд других инициатив, направленных на развитие школьной инфраструктуры за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры, местных бюджетов, социальных программ и частных инвестиций.

В целом строительство новых школ является важным шагом для обеспечения доступа к качественному образованию и решения проблемы дефицита ученических мест.

 

Популярное

Все
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
«Откровенный бред и безумная ложь»: Раимбек Баталов выступил с заявлением по делу Бишимбаева
В день смерти Нукеновой Бишимбаев переписывался с другими женщинами
«Ты пахнешь розами»: свидетель прокомментировала свое сообщение Бишимбаеву
Будут эксперименты – придут и достижения
Какая помощь нужна аграриям от ученых
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
Проблемы водного хозяйства страны требуют комплексного решения
Телеканалу КТК вынесли предупреждение за публикацию изображения присяжных по делу Бишимбаева
Бишимбаев планировал пристыдить Нукенову снятыми в ночь избиения видео
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Сильнейшее за 50 лет наводнение произошло на юге Китая
137-е заседание казахстанско-российской демаркационной комиссии прошло в Алматы
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Казахстан принял участие в 80-й сессии ЭСКАТО
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Гумпомощь собирают для пострадавших от паводков в РК

Читайте также

Четвертая промышленная: возможно, скоро блокчейн заменит мо…
Насилие не оправдать!
Ветер может не только дуть, а солнце – светить
Интеллектуальные права – приводной ремень креативной эконом…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]